Слово и музыка. Диалектика семантических связей


  • Автор: Степанова И. В.
  • Издательство: Московская консерватория, 1999
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 288
  • ISBN: 5-89823-019-Х

«Слово и музыка» — фундаментальное исследование, посвященное излюбленной теме отечественного музыкознания. В книге впервые с современных научных позиций рассматривается взаимодействие поэтического и музыкального содержания в вокальной музыке. Диалектика соотношения слова и музыки предстает сквозь призму разных областей вокального искусства — русского песенного фольклора, знаменных песнопений, русского классического романса, новейших направлений камерно-вокальной музыки ХХ в. Предназначается для музыковедов широкого профиля, лингвистов, специалистов по проблемам синтеза искусств, певцов-профессионалов, любителей музыки.

От автора 5
Введение 7
Глава I. Русский песенный фольклор 16 Семантические загадки фольклорного слова 19 Поэтическая формула. Ее суть и значение в песенном фольклоре 21 Напев: ноль – семантика 25 Музыкальная формула и ее связь с поэтической 31

Надформульные связи текста и напева Куплет. – Ситуация как определитель музыкальной семантики. – Внутрижанровые отношения слова и музыки 38
Противоречия слова и напева в русском песенном фольклоре Контаминация. – Миграции текстов и напевов. – Двоеверие. – Мифологические «биномы» 46
Глава II. Русские православные песнопения 60 Гимнографическое слово: дух или чувство? 61 Время как фактор синонимии вербальной и музыкальной поэтики 67
Музыка в знаменной традиции: подчинения или равноправие? Структурные «ножницы» текста и напева 69 Семантические связи текста и напева в знаменной традиции 76 Punctum saliens в русских православных песнопениях 80 «Крюковой реализм» 84 Знаменная графика как фактор символической изобразительности 89 Взаимосвязь поэтической и музыкальной формул. Фитный распев 91 Миграция текстов и напевов 96 От «рабочего» принципа к творчеству 99 Текстовые бессмыслицы и причуды 103 Духовный стих 109 Послесловие к каноническим видам 116
Глава III. Русский классический романс 121 Немного теории. Поэзия и музыка как семантические системы 126
Взаимодействие семантических систем Виды. – Семантические потери и приобретения в процессе взаимодействия 133
Полисемантические свойства музыкального знака Семантика и индивидуальный композиторский стиль 142
Семантические несоответствия и алогизмы Внутристиховая конфликтность и ее отражение в музыке. – Горизонтальные сдвиги и эмоциональный контртон 146
Назад к хрестоматии и ее методам Интерпретация и ее формы в романсе. – Детализация и обобщение 154 Интерпретационный код стиха. – Пассивные и активные факторы 165
Глава IV. Камерно-вокальная музыка ХХ века 177 Символизм и его поэтические соседи 180 Русский атонализм и додекафония 208
Парадокс в условиях словесно-музыкального синтеза Нехудожественные тексты: путь к парадоксализму. – Парадокс как семантический феномен 223 Поэтический авангард 238
Заключение 263 Глоссарий 269 Библиография 273 Оглавление 286