Введение в музыкальную форму


  • Автор: Холопов Ю. Н.
  • Издательство: Московская консерватория, Редакционно-издательский отдел, 2006
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 432
  • ISBN: 5-89598-170-4

Научные редакторы: Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова.


Данная работа, представляющая собой первую часть задуманного ученым многотомного труда, содержит разделы общего характера, где рассматриваются само понятие формы, необходимые условия ее существования и основы классических форм. Публикуется по архивным материалам исследователя.

От редакторов 3

К ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ

1. Понятие музыкальной формы 9
1.1. Определение. Значение термина 9
1.2. Этимология и номинология 15
2. Музыка как искусство времени. Членение – диастематика – мелос. Симметрия и музыкальная форма 23
3. Корреляты «формы» – материал, содержание. Интонация. Форма прикладная и автономная 31
4. Форма и пропорциональность 45
5. Логика музыкальной формы 51
6. Форма и жанр 64
7. Стиль и форма 72
8. Техника композиции 80
9. Общая типология музыкальных форм 84 

КЛАССИЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

1. Понятие и общая классификация 88
2. Гармония и музыкальная форма 92
3. Художественный канон классической формы. Классическая метрика 121
4. Квадратность – неквадратность 133
4.1. Типология метрических структур; квадратность 133
4.2. Производная неквадратность 134
4.3. Хореический метр 154
4.4. Переменный метр 179
4.5. Анализы 192
4.6. Псевдоквадратность. Псевдонеквадратность 210
4.7. Автономные трехтакты 215
4.8. Текстомузыкальное синкопирование 226
4.9. Поэтический текст и музыкальная форма 227
4.10. Экстремальные формы песенной экспозиции. Министрофа 242
4.10.1. Министрофа-2 242
4.10.2. Министрофы: тристих, моностих 250
4.10.3. Монотакт 255
4.10.4. Министрофа и полифонический тематизм 262
4.11. Двойная метрическая строфа. Макрострофа 266
4.12. Органическая неквадратность (аквадратность) 271
5. Ритмика. Мотив. Мотивная структура 276
5.1. Ритм 276
5.2. Мотив: понятие, определение, этимология 280
5.3. Из предыстории явления, понятия и термина «мотив» 287
5.4. Номинология: что есть мотив? Что не есть мотив? 299
5.4.1. Какому «такту» равна величина мотива? 300
5.4.2. Мотив и стопа 301
5.4.3. Мотив и мелодия 303
5.4.4. Мотив и тема 306
5.4.5. Мотив и фигура 311
5.4.6. Мотив и фраза. Мотив и субмотив 314
5.4.7. Мотив и гармония. Гармонический ритм 315
5.4.8. Мотив и интонация. Попевка 318
5.4.9. Мотив и слово 320
5.4.10. Символические, изобразительные мотивы, фигуры, фразы (темы). Реторические фигуры 320
5.4.11. He-мотивы. Внемотивный материал 331
5.4.12. Лейтмотив 333
5.5. Природа мотива. Разнопараметровость 334
5.6. Мотивное развитие 339
5.7. Метод мотивного анализа 349
6. Фактура. Мелодия. Контрапункт. Техники композиции 358
6.1. Фактура: понятие, этимология 358
6.2. Фактура – исторически 359
6.3. Мелодия 363
6.3.1. Понятие мелодии 363
6.3.2. Мелодия и лад 365
6.3.3. Модальные модели мелодической фактуры 366
6.3.4. Тональные модели мелодической ткани 373
6.3.5. Нетональные модели мелодической ткани 375
6.4. Многоголосие. Контрапункт 376
6.5. Общая классификация многоголосной фактуры 377
6.6. Фактурные техники XX века 386
7. Тема. Тематизм 388
7.1. Основные значения слова «тема» 388
7.2. К исторической эволюции понятия темы 390
7.3. Этимология и смысловые значения «темы» и родственных терминов: исторически 392
8. Систематика классических форм 407
8.1. Стилевой диапазон музыкальных форм 407
8.2. Смысловые и структурные основы классических музыкальных форм 410
8.3. Общая система форм 412
8.4. Песня и ход 414
8.4.1. Устойчивость и неустойчивость структуры 415
8.4.2. Взаимодействие песен и ходов 416
8.4.3. Разнообразие видов хода 416
8.4.4. Различие между ходом и связующей частью, ходом и разработкой 419
8.5. Песенные формы

Автор(ы)


Юрий Холопов

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации