Составитель и ответственный редактор Н. А. Гаврилова. Редакционная коллегия: Н. А. Гаврилова, Е. И. Гордина, К. В. Зенкин, Л. М. Кокорева, И. А. Кряжева, М. А. Сапонов, В. Н. Юнусова.
Учебное пособие посвящено раскрытию явлений и процессов в музыкальной культуре ХХ века, которые ранее не затрагивались в учебной литературе. В нем рассматривается музыка европейских стран, а также стран американского континента, которые внесли наиболее существенный вклад в развитие мировой музыкальной культуры ХХ века (США, Аргентина, Бразилия, Куба, Мексика). Впервые вузовское пособие обращается и к современным тенденциям в музыке Азии и Северной Африки.
От редколлегии 7
Введение 9
Часть I. Музыкальная культура Европы
Раздел I. Первая и вторая половины ХХ века
Раздел II. Вторая половина ХХ века
Часть II. Музыкальная культура Америки ХХ века
Раздел I. Латинская Америка
Раздел II. Соединенные Штаты Америки Становление музыкальной культуры 433 Чарльз Айвз 436 Поиски национального стиля в симфонической музыке США первой половины ХХ века 449 Модернизм. Истоки музыкального авангарда 454 Эдгар Варез 458 Американская пятерка 470 Самобытность музыкального авангарда. Джон Кейдж, Лу Харрисон 483 Музыкальный театр 487 Музыка США второй половины ХХ века 496
Часть III. Музыкальная культура Азии и Северной Африки (обзор)
Раздел I. Азия и Северная Африка ХХ века Исторический фон и структура музыкальной жизни 518 Традиции классической и церемониальной музыки Азии в ХХ веке 520 На перекрестке двух композиций 539 Процесс формирования композиторских школ 545 Азиатский музыкальный авангард 555 Внеевропейские музыкальные культуры в западной музыке ХХ века 561 История музыки стран Азии: проблемы создания 568