Музыка в пространстве культуры. Избранные статьи. Выпуск 1


  • Автор: Жабинский К. А., Зенкин К. В.
  • Издательство: МП «Книга», 2001
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 232
Редактор-корректор К. А. Жабинский.
На страницах сборника, посвященного памяти А. В. Михайлова (1938–1995) – крупнейшего отечественного филолога, искусствоведа, историка и теоретика культуры, – опубликованы статьи, в которых разнообразно преломляются идеи выдающегося ученого, а также по-новому освещаются отдельные направления его музыковедческих исследований. Авторы обращаются к философско-эстетическим трудам А. Ф. Лосева и Вяч. И. Иванова, художественной прозе И. В. Гете и А. Карпентьера, композиторскому творчеству Д. Бортнянского, Р. Шумана, Ф. Листа, Г. Малера, С. Рахманинова, Б. А. Циммермана, Р. Щедрина, Э. Денисова, музыкально-исполнительскому наследию М. Юдиной. Издание адресовано музыковедам, культурологам, эстетикам, искусствоведам, педагогам и студентам музыкальных вузов.
К. Жабинский, К. Зенкин Музыка и слово о музыке в пространстве культуры (вместо введения) 3 Зенкин К. Романтизм как историко-культурный переворот 8 Зенкин К. Музыка в философско-эстетических воззрениях Вяч. И. Иванова. Прогнозы и реальность 29 Зенкин К. Искусство в свете мифа и религии. К изучению эстетики А. Ф. Лосева 37 Зенкин К. Рихард Вагнер в интерпретации А. Ф. Лосева 54 Жабинский К. О музыкальных принципах мышления в прозе Алехо Карпентьера 64 Жабинский К. «Годы странствий» Ференца Листа: от Байрона к Гете? 83 Жабинский К. «Китайская лирическая мифологема» в концепции «Песни о земле» Густава Малера 103 Зенкин К. Стиль Рахманинова как выражение эпохи 127 Жабинский К. «Бытие и время» экзистенциального диалога в «Экклезиастическом действе» Б. А. Циммермана 134 Жабинский К. О «музыкальном диспуте» на баховскую тему: Родион Щедрин – Эдисон Денисов 142 Жабинский К. «Новое понимание музыки» и некоторые вопросы интерпретации хоровых концертов Д. Бортнянского (на примере концерта № 2 «Торжествуйте днесь») 153 Зенкин К. Шуберт в мире Марии Юдиной 172 Жабинский К. Adagio и Allegro для фортепиано и валторны ор. 70 Р. Шумана в контексте современных проблем методологии исполнительского анализа 205