Полифония


  • Автор: Мюллер Т. Ф.
  • Издательство: Музыка, 1989
  • Тираж: 9000 экз.
  • К-во страниц: 335
  • ISBN: 5-7140-0082-Х

В учебнике по специальному курсу полифонии для студентов историко-теоретических отделений консерваторий излагается теория полифонического многоголосия, полифонических форм и жанров. Основные темы курса полифонии разработаны в историческом ракурсе.
Рекомендовано Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР.

Предисловие 3
Введение 6

Часть первая. Полифония строгого письма. Русское певческое многоголосие

Жанры и формы вокальной полифонии 10

О начальных формах многоголосия 10
Мотет 20
Месса 38
Мадригал 43

Мелодика строгого письма 48

Двухголосие 54

Простой контрапункт 54
Сложный контрапункт 62
Вертикально-подвижной контрапункт 63
Горизонтально-подвижной и вдвойне-подвижной контрапункт 68
Обратимый и вертикально-обратимый контрапункт 71

Трехголосие 76

Простой контрапункт 76
Разновидности сложного контрапункта 80

Теория имитации 88

Имитация в двухголосии 88
Сложный контрапункт в имитационном двухголосии 94
О теории канонической имитации Е. Корчинского 104
Имитация в трехголосии 107
Полифоническое четырех- и пятиголосие 117
Двойной канон и двойная имитация 123

Разновидности форм вокальных произведений строгого стиля 131

Французская полифоническая chanson и немецкая песня (Lied) XV–XVI веков 135

К истории русского певческого искусства XII–XVIII веков 142

Народно-профессиональная подголосочная полифония 142
Профессиональное хоровое многоголосие XVII–XVIII веков 156

Часть вторая. Полифония свободного письма

Общая характеристика 167

Полифонический тематизм 176

Об эволюции полифонического тематизма. Тематизм инструментальных фуг Баха и Генделя 181
Тематизм вокальных фугированных произведений Баха и Генделя 188
Тематизм фугированных произведений после Баха и Генделя 194

Общая характеристика полифонического многоголосия свободного письма 203

Имитация 209

Фуга 217

Общая характеристика, классификация 217
Тема 221
Ответ 225
Противосложение 232
Интермедия 236
Экспозиция 246
Развивающая и завершающая части 252
Стретта 256
Заключительная часть 259

Сложные фуги 262

Фуга на хорал 270
Синтез принципов формообразования (фуга-соната) 275
Форма фуги в цикле «прелюдия и фуга» 278
Хоровые фуги 296
Синтез принципов формообразования в инструментальном концерте 301
Синтез принципов формообразования в хорах на cantus firmus 308
Большая полифоническая форма 313
Пассакалья и чакона (вариации на basso ostinato) 320

Заключение 329

Список литературы 330