Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Сема


  • Автор: Чигарева Е. И.
  • Издательство: Эдиториал УРСС, 2000
  • Тираж: 1000 экз.
  • К-во страниц: 280
  • ISBN: 5-8360-0121-9

В книге предпринята попытка целостного подхода к творчеству Моцарта с точки зрения проблемы семантики музыкального языка – эпохи и автора. Феномен искусства Моцарта исследуется внутри целой системы контекстов – начиная от культуры XVIII в. в целом и вплоть до конкретного музыкального произведения.
В центре внимания – оперы Моцарта с их связи с инструментальной музыкой; они рассматриваются как ключ к пониманию творчества композитора в целом.
Книга предназначена для музыкантов-профессионалов, преподавателей и студентов музыкальных учебных заведений, а также для широкого круга специалистов гуманитарного профиля.

От автора 6
Предисловие 7
Введение 9

Часть первая. Оперы Моцарта и культурная ситуация его времени 19

Глава 1. Моцарт в контексте австрийского Просвещения 20
Глава 2. Моцарт в контексте европейского Просвещения 30
Моцарт и масонство. «Волшебная флейта» 32
Утопические тенденции в «Волшебной флейте» 36
Проблема просвещенного монарха в поздних операх Моцарта. «Милосердие Тита» 40
Восточная тематика в операх Моцарта 47
Моцарт и Бомарше. «Свадьба Фигаро». Образ Керубино 52
Тема любви в операх Моцарта. «Дон Жуан». Киркегор о Моцарте 59
«Так поступают все» 65
Моцарт и Гёте 72

Глава 3. Оперы Моцарта и музыкально-жанровая традиция XVIII в. 79
Система оперных жанров 79
Жанр оперы-сериа в творчестве Моцарта. «Идоменей» 86
Жанр оперы-буффа в творчестве Моцарта. «Мнимая садовница» 96
Зингшпиль в творчестве Моцарта. «Похищение из сераля» 100
Жанровые процессы в поздних операх Моцарта 113
«Свадьба Фигаро» 114
«Дон Жуан» Да Понте – Моцарта и «Каменный гость» Бертати – Гаццаниги 116
«Волшебная флейта» 135 «Милосердие Тита» и «Так поступают все» 137

Часть вторая. Семантика музыкального языка Моцарта. Художественная индивидуальность и семантика 141
Глава 1. Семантические фигуры в операх Моцарта и их отражение в его инструментальных сочинениях 142
Риторические фигуры 143
Общеклассицистские музыкальные формулы и жанровые модели 155
«Турецкая музыка». Жанровые цитаты 175
Масонские фигуры 182

Глава 2. Авторские семантические фигуры в оперной и инструментальной музыке Моцарта 196
Семантические фигуры, связанные с темой любви 196
Семантический и интонационный комплекс смерти, страдания 234

Вместо заключения 263
Послесловие 267
Литература 268