Густав Малер и Россия


  • Автор: Редактор-составитель Петров Д.Р.
  • Издательство: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2010
  • Тираж: 500 экз.
  • К-во страниц: 96
  • ISBN: 978-5-89598-249-5

Настоящее издание приурочено к памятным датам, которые в сезон 2010/2011 годов отмечаются в Московской консерватории серией концертов, научной конференцией, выставкой, посвященными Густаву Малеру.
Прояснить обстоятельства, связывавшие Малера с Россией и русской культурой, было нашей главной задачей, которая и диктовала выбор отдельных тем — как уже известных, но вовсе не исчерпанных, так и новых. Подобно настоящим, глубоким человеческим отношениям, связи Малера и России были обоюдосторонними: его исполнительское искусство и композиторское творчество нашли у русских музыкантов мощный отклик. История восприятия Малера в России оказалась столь богатой и плодотворной, что охватить все ее аспекты оказалось здесь невозможным (например, в стороне остались оценки выступлений Малера-дирижера, исполнения его песен, а также воздействие музыки Малера на композиторское творчество в Советском Союзе – тема, к которой продолжают обращаться многие исследователи в нашей стране и за рубежом). Хронологически основной материал книги ограничен 60–70-ми годами ХХ века — временем окончательного утверждения музыки Малера в сознании российских музыкантов и публики. Главные темы книги: гастроли Малера в России, связи и параллели с русским искусством (Малер и Достоевский, Малер как интерпретатор музыки Чайковского), первые отклики на симфонии Малера, портреты выдающихся интерпретаторов его музыки (Оскар Фрид, Кирилл Кондрашин), отдельные малоизвестные страницы русской малерианы ХХ века (Д. Д. Шостакович, М. В. Юдина, А. Л. Локшин, Р. Б. Баршай), российские «сюжеты» в биографии близких Малеру людей (Нина Гофман, Густав Франк).
Ряд помещенных в издании документов (в их числе автографы Густава Малера и Д. Д. Шостаковича) публикуется впервые.

Чем была Россия для Густава Малера – чем стал Густав Малер для России (И. А. Барсова) 3

Малер и его музыка в России  11

Гастроли Малера в России (Д. Р. Петров) 12
1897. Москва 14
1902. Санкт-Петербург 18
Экскурс. Малер и русский балет 22
1907. Санкт-Петербург 24

Российские премьеры симфонических произведений Малера в начале XX века (Д. Р. Петров) 29
И. М. Кнорозовский о Пятой симфонии Малера 35

Дирижеры «малеровской школы». Оскар Фрид (А. В. Дашунин) 37

«Древо Малера» в России. Отдельные ветви (И. А. Барсова) 41

Кирилл Кондрашин – «малеровский» дирижер 48
Музыка Малера в творческой биографии Кирилла Кондрашина (Д. Р. Петров) 48
Пётр Кондрашин: «Такой ясности исполнительских намерений не было ни у кого…» 52

Русское искусство в жизни Малера и людей его круга 55

Малер и Достоевский (И. А. Барсова) 56
О Нине Гофман 66

Густав Малер и русская опера. К истории венских постановок произведений Чайковского и Рубинштейна (Д. Р. Петров) 68
Н. Д. Кашкин о Вене и венских постановках Малера (фрагменты) 83

Густав Франк в Петербурге 85
К биографии Густава Франка 85
Густав Франк и русские художники (Т. П. Бородина) 91

Автор(ы)


Инна Барсова

Заслуженный деятель искусств РФ