«Сонатная форма в русской музыке» — часть широкомасштабного труда «История сонатной формы», в котором глубоко и всесторонне исследуется одно из крупнейших явлений музыкального искусства — сонатная форма.
Автор данной книги — известный ученый, профессор Московской консерватории Владимир Васильевич Протопопов (1908-2004) анализирует произведения русских композиторов конца XVIII — 1-й половины ХХ века с точки зрения новизны — особенностей сонатного тематизма, своеобразия тональных концепций, строения основных разделов формы и т.д. Среди важнейших идей Протопопова — обогащение сонатности вариационностью, лейтмотивностью, принципами полифонических форм.
Книга может быть использована в качестве учебного пособияпо курсу анализа музыкальных произведений, а также истории русской музыки.
Предназначается для музыкантов-педагогов и студентов историко-теоретических, композиторских и исполнительских факультетов музыкальных вузов.
От научного редактора 3
Раздел первый
Сонатная форма в произведениях композиторов конца XVIII — 80-х гг. ХIХ века (Березовский, Бортнянский, Алябьев, Глинка, композиторы «Могучей кучки») 7
М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский 7
А. А. Алябьев 14
И. И. Геништа, И. Ф. Ласковский и другие 21
М. И. Глинка 27
М. А. Балакирев 48
А. П. Бородин 54
Н. А. Римский-Корсаков 67
Раздел второй
Сонатная форма в произведениях П. И. Чайковского 93
Раздел третий
Сонатная форма в произведениях композиторов последней четверти ХIХ века — первой четверти ХХ века (Танеев, Аренский, Ипполитов-Иванов, Глазунов, Ляпунов, Катуар) 184
С. И. Танеев 184
А. С. Аренский 218
М. М. Ипполитов-Иванов 233
А. К. Глазунов 241
С. М. Ляпунов 270
Г. Л. Катуар 281
Раздел четвертый
Сонатная форма в произведениях Рахманинова, Скрябина, Метнера 291
С. В. Рахманинов 291
А. Н. Скрябин (ранний и средний периоды творчества) 318
Н. К. Метнер 340
Раздел пятый
Сонатная форма в произведениях Мясковского 351