Фортепианная музыка в концертной жизни Москвы XIX столетия


  • Автор: Е. М. Шабшаевич
  • Рецензент: Г. А. Моисеев, кандидат искусствоведения; С. В. Грохотов, кандидат искусствоведения
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2014
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 648
  • ISBN: 978-5-89598-297-6

Книга посвящена фортепианной музыке, звучавшей в московских концертах в XIX веке. В ней описана конфигурация московского концертного пространства: концертный календарь, виды концертов, основные группы исполнителей. Дается комплексная характеристика репертуара, включающая сочинения для рояля соло, дуэты, камерные ансамбли и фортепианные концерты, отмечаются закономерности их появления в концертной афише Москвы. В контексте концертной практики рассматривается также жанровая система русской фортепианной музыки. На примере сочинений пианистов-композиторов того времени прослеживаются связи концертной практики и композиторского творчества. В научный обиход вводится множество ныне забытых фортепианных произведений из русских архивов и библиотек.

Издание предназначено для всех интересующихся концертной средой и фортепианной культурой XIX века.

Введение 4

ЧАСТЬ I. МОСКОВСКАЯ КОНЦЕРТНАЯ СРЕДА

1. Концертная жизнь Москвы XIX столетия 8

2. Фортепианная музыка в московском концертном пространстве 27

2.1. От исполнителя-композитора  к исполнителю-интерпретатору 28

2.2. От «виртуозного» к «классическому» стилю 33

2.3. Эволюция виртуозности 71

2.3.1. Виртуозность и игра 71

2.3.2. Камерность и концертность 76

ЧАСТЬ II. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИАНИСТОВ-КОМПОЗИТОРОВ

1. Виртуозность и композиторское творчество 80

2. Жанровая система 84

2.1. Сонаты 84

2.2. Крупные концертные пьесы 97

2.2.1. Программные фантазии 97

2.2.2. Рондо 101

2.2.3. Баллады. Скерцо 108

2.2.4. Вариации. Вариационные фантазии 115

2.2.5. Переложения и обработки 124

2.3. Миниатюры 142

2.3.1. Танцевальные миниатюры 143

2.3.2. Лирические миниатюры 163

2.3.3. Фигурационные миниатюры 177

2.3.4. Программность в миниатюрах 188

2.4. Фортепиано плюс: концертные сочинения с ансамблем или оркестром 201

2.4.1. Камерные ансамбли с участием фортепиано 202

2.4.2. Фортепианные концерты 215

Заключение. Фортепианная музыка как индикатор концертной жизни Москвы XIX века 273

Основная литература 283

Избранная нотография 298

Приложение I. Фортепианная музыка в концертной жизни Москвы XIX века: сводная хронологическая таблица 310

Приложение II. Фортепианная музыка в программах ученических концертов Московской консерватории 1867–1905 560

Именной указатель 636

Summary 645

Музыкальное пространство Москвы XIX века — явление самобытное и еще далеко не полностью изученное. Одно из его многообразных проявлений — концертная жизнь, на примере которой можно проследить важные закономерности не только музыкальной культуры, но культурно-исторического развития нашего города, нашей страны. Точно таким же зеркалом, каким является концертная жизнь по отношению к музыкальной, можно считать фортепианную сферу по отношению к концертной инструментальной практике в целом. Именно рояль — лидер среди других инструментов XIX века по исполнительскому арсеналу, слушательскому интересу, репертуарному диапазону. В области фортепианной музыки происходили интенсивные творческие поиски композиторов, а также решительные перемены в концертном регламенте. Игра на рояле становится в тот период важнейшим катализатором развития любительского музицирования, а следовательно, расширения базы филармонической аудитории; впрочем, то же можно сказать и о профессиональном образовании: известно, что на начальном этапе существования первых русских консерваторий фортепианные классы были самыми многочисленными.

Феномену концерта с участием рояля как целостному социокультурному явлению московской музыкальной жизни XIX века была посвящена моя вышедшая в 2011 году монография1. Однако за рамками того издания осталась чрезвычайно важная область: репертуар, то есть собственно та музыка, которая звучала в концертах. Этот объект и исследуется в предлагаемой книге.

Представляется методологически весьма важным, что сочинения для рояля (соло, дуэты), а также включающие его партию (камерные ансамбли и фортепианные концерты) рассматриваются именно в контексте концертной практики, то есть в связи с известной триадой «композитор — исполнитель — слушатель». Действительно, в репертуаре московских концертов XIX столетия развитие фортепианной музыки предстает в живой динамике жанровой эволюции, в соотношении национального и общеевропейского, в непростой диалектической взаимозависимости творческих поисков композиторов, исполнителей (часто они сочетались в одном лице) и слушательских запросов.

Очертить конфигурацию московского концертного пространства призвана первая часть исследования, состоящая из двух глав: в первой «Концертная жизнь Москвы XIX столетия» проясняются обстоятельства места и времени действия, во второй — «Фортепианная музыка в московском концертном пространстве» содержится комплексное исследование репертуара всех городских концертов.

Во второй части «Произведения пианистов-композиторов» представлен анализ более узкой репертуарной ветви — сочинений пианистов-композиторов, исполнявшихся в Москве в XIX веке. Они даны в ракурсе эволюции жанров, что, на мой взгляд, в наибольшей степени релевантно важнейшему историческому процессу: самоидентификации русской музыки в общеевропейском контексте.

Конструктивная логика книги не случайно выстроена как система расширяющихся и сужающихся кругов: автор, как говорили в старину, «льстит себя надеждою», что просвещенный и искренне любящий Москву читатель усмотрит аналогию в кольцевой архитектонике московских улиц.

Не только большую часть объема книги, но и важнейшую составляющую ее концепции представляют Приложения, основанные на обширном документальном материале. В первом из них — сводная хронологическая таблица «Фортепианная музыка в концертной жизни Москвы XIX века» собраны данные обо всех московских концертных событиях позапрошлого столетия с участием фортепиано, о которых имеется публичная информация. Второе Приложение посвящено фортепианной музыке в ученических вечерах Московской консерватории. Его включение обусловлено не только приближающимся 150-летним юбилеем alma mater и актуализацией бесценного опыта консерваторских педагогов, но и той уникальной ролью, которую концерты студентов сыграли в развитии филармонической и — шире — музыкальной жизни Москвы и России. Они явились «малой планетой» московского концертного хронотопа, отразив его важнейшие черты, в том числе в области репертуара.

В работе использованы материалы из различных российских архивов и библиотек: Российского государственного архива литературы и искусства, Центрального исторического архива Москвы, Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Научно-музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева, Российской государственной библиотеки, Государственной исторической публичной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской филармонии, отдела рукописей Российского института истории искусств. Многие музыкальные сочинения вводятся в научный обиход впервые. Привлекаются также объявления, статьи и рецензии в периодических изданиях XIX века, которые дают представление о реакции публики и критики на то или иное явление. Безусловно, учтены и достижения отечественной и зарубежной музыкальной науки, накопившей значительный опыт в исследовании фортепианной музыкальной литературы прошлого. Вся эта многообразная фактура, смею надеяться, поможет раскрыть давно интересующую меня проблему — взаимодействие концертной среды и композиторского творчества.


1    Шабшаевич Е. М. Музыкальная жизнь Москвы XIX столетия и ее отражение в фортепианной концертной практике. М.: Издательство «Композитор», 2011.