Рахманинов и ХХI век. Прошлое и настоящее


  • Рецензент: М. П. Рахманова, доктор искусствоведения; С. В. Фролов, кандидат искусствоведения
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2016
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 248
  • ISBN: 978-5-89598-319-5 (в обл.)

Редакционная коллегия: И. А. Скворцова, профессор, доктор искусствоведения (ред.-сост.); Н. Д. Свиридовская, кандидат искусствоведения; Е. Е. Потяркина, кандидат искусствоведения.

Данный сборник статей составлен по материалам международной научно-практической конференции «Рахманинов и XXI век. Прошлое и настоящее», которая проходила в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского 18–20 апреля 2013 года. Издание охватывает широкий спектр тем, связанных с философско-эстетическими принципами С. В. Рахманинова, особенностями его исполнительской и композиторской техники, раскрытием ранее неизвестных деталей биографии. Книга адресована музыкантам-профессионалам, а также просвещенным любителям, интересующимся музыкальной культурой конца ХIХ — первой половины ХХ века.

От составителей 5

С. В. Рахманинов. Вопросы исполнительства

В. П. Чинаев Пианизм Рахманинова: к вопросу о стилевой идентичности 8

Д. Норрис Фортепианные сонаты С. Рахманинова: дилеммы исполнителя 16

Т. П. Коряпина Вторая соната для фортепиано С. В. Рахманинова в двух авторских редакциях (драматургия циклической композиции) 20

С. Д. Дяченко Голованов и Рахманинов. Дирижер и композитор. Опыт исследования интерпретации 29

А. А. Ярошинский 24 прелюдии С. В. Рахманинова: к проблеме единства цикла 44

Творчество С. В. Рахманинова. Проблемы стиля и композиторской техники

Л. Л. Гервер Поэзия романсового творчества: Рахманинов и Метнер (заметки к теме) 50

В. Б. Валькова Интертекстуальные диалоги в поэме Рахманинова «Колокола» 64

Т. Ю. Чернова С. В. Рахманинов в работе над «Франческой да Римини». «Тихая кульминация» оперы 74

К. В. Зенкин Программный симфонизм Рахманинова 83

И. А. Скворцова Принципы модерна в творчестве С. В. Рахманинова. «Остров мертвых» в авторской интерпретации 90

Н. Ю. Катонова От «Картин» к «Симфоническим танцам»: прорастание темы апокалипсиса в сюитах для двух фортепиано Рахманинова 96

К изучению биографии и наследия С. В. Рахманинова

И. А. Медведева Рахманиновские дни продолжаются… 107

Б. В. Мукосей Неизвестный автограф Рахманинова в нотной библиотеке Большого театра 142

Е. C. Мироненко С. В. Рахманинов и Молдова: биографические и творческие связи 148

Е. М. Кузнецова Благотворительная деятельность Рахманинова в эмиграции: дело Глазунова 159

Е. М. Шабшаевич Благотворительные концерты в творческой жизни Рахманинова русского периода 168

А. В. Комаров Переложение балета «Спящая красавица» для фортепиано в четыре руки: Чайковский, Зилоти, Рахманинов 178

А. М. Цукер Рахманинов в мире массовой музыки 187

Е. Р. Скурко Творчество С. В. Рахманинова и некоторые проблемы развития национальных музыкальных культур ХХ века 200

С. В. Рахманинов и его современники

Е. И. Чигарëва Рахманинов и Чехов (романс «Мы отдохнем») 210

Т. Ю. Масловская Р. М. Глиэр — современник С. В. Рахманинова 218

Н. Д. Свиридовская Ф. А. Гартман — неизвестный корреспондент С. В. Рахманинова 226

М. А. Чиркова Педагогические принципы Н. С. Зверева (по материалам архива А. Н. Корещенко) 241

Сведения об авторах 247

Многоликость и внутреннее богатство фигуры С. В. Рахманинова, ярчайшего представителя русской музыкальной культуры конца XIX и первой половины XX века, феномен особой востребованности его музыки не только поражают исполнителей и слушателей, но и дают неисчерпаемую пищу для постоянных научных размышлений.

Предлагаемый читателям сборник статей составлен по материалам международной научной конференции «Рахманинов и XXI век. Прошлое и настоящее», которая проходила в Московской консерватории 18–20 апреля 2013 года. Соучредителями конференции выступили кафедра истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки.

Проблематика издания охватывает широкий спектр тем, связанных с философско-эстетическими принципами Рахманинова, особенностями его исполнительской и композиторской техники, раскрытием ранее неизвестных деталей биографии. Объединив авторов из разных стран мира, это исследование является не только данью памяти великому художнику, но и зеркалом, всесторонне отражающим состояние современного «рахманиноведения».

В сборнике четыре раздела: первый связан с вопросами исполнительства, преимущественно фортепианного. Тон задает статья В. П. Чинаева о стилевой идентичности пианизма Рахманинова, его особом формостроении. Фортепианные сонаты и их редакции становятся объектами исследования двух авторов — Т. П. Коряпиной и Д. Норриса. Особый исполнительский взгляд на прелюдии Рахманинова как на некий «макроцикл» представлен А. А. Ярошинским; вопросы дирижерских интерпретаций сквозь призму творческой параллели Рахманинов —Голованов освещены в статье С. Д. Дяченко. 

Второй раздел сборника, посвященный проблемам композиторского стиля и техники С. В. Рахманинова, содержит всесторонние анализы отдельных сочинений. В связи с затронутыми К. В. Зенкиным вопросами программности обретает новое «звучание» симфоническая поэма «Утес»; удивительные интертекстуальные диалоги «Колоколов» демонстрирует В. Б. Валькова; интонационное единство сочинений композитора прослежено Н. Ю. Катоновой. Взаимодействие принципов стиля модерн и творчества С. В. Рахманинова находит отражение в исследовании И. А. Скворцовой; процесс создания и драматургические особенности «Франчески да Римини» раскрываются в статье Т. Ю. Черновой; сравнению стихотворных «книг» в романсах C. В. Рахманинова и Н. К. Метнера посвящены размышления Л. Л. Гервер.

Изучение судьбы рахманиновского наследия и вопросов биографии составляет содержание третьего раздела издания. Опираясь на генеалогическое древо семьи, Е. С. Мироненко приходит к выводу о наличии тесных связей Рахманинова с Молдовой. И. А. Медведева прослеживает историю возвращения рахманиновского наследия на родину в 1940-е годы. В работе Б. В. Мукосея особое внимание уделено состоянию фондов композитора в архивах Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки и Большого театра; тема благотворительной деятельности Рахманинова легла в основу исследований Е. М. Кузнецовой и Е. М. Шабшаевич. Одна из самых актуальных проблем — процесс адаптации классической музыки в современном культурно-звуковом пространстве — затронута сразу двумя авторами: А. М. Цукер соотносит творчество Рахманинова с массовой культурой, Е. Р. Скурко — с академической традицией. Интерес к одному из наименее изученных аспектов музыкальной культуры — практике создания и публикации четырехручных переложений на примере рахманиновского переложения балета П. И. Чайковского «Спящая красавица» — демонстрирует А. В. Комаров.

Заключительный, четвертый, раздел сборника представляет комплекс исследований, связанных с современниками Рахманинова, в числе которых А. П. Чехов, Р. М. Глиэр, Ф. А. Гартман, Н. С. Зверев (статьи Е. И. Чигарёвой, Т. Ю. Масловской, Н. Д. Свиридовской, М. А. Чирковой). Замысловатые сплетения судеб, неожиданные биографические и творческие параллели дают возможность ощутить новые краски в богатой и, казалось бы, знакомой палитре рахманиновского наследия.

Запланированный объем печатного издания, к сожалению, не позволил включить все материалы конференции, вместе с тем представленные доклады были актуальны и нашли живой отклик1.

При работе над книгой мы придерживались научных принципов, сформулированных А. И. Кандинским в издании «С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873–1993)»2. Подчеркивая особое отношение к преемственности исследовательских поколений, не без гордости отметим, что наш сборник — это приношение не только С. В. Рахманинову, но и А. И. Кандинскому.


1 В издание не вошли статьи по материалам выступлений В. И. Антипова («Научные аспекты издания Полного собрания сочинений С. В. Рахманинова»), Н. В. Бекетовой («Творческий феномен Рахманинова в зеркалах рубежей»), С. Я. Вартанова («Тихая кульминация в музыке С. Рахманинова: аспекты исполнительской интерпретации (на примере I части Третьего фортепианного концерта»), Е. И. Вартановой («Проблема онтологии Dies Irae в музыке Рахманинова»), Е. С. Власовой («Титулярный советник С. В. Рахманинов»), А. И. Ермакова («“Ивановка”. Создание усадьбы. Становление и развитие. Гибель. Возрождение. Перспективы развития»), К. А. Жабинского («Неоконченная опера “Монна Ванна” и современные проблемы творческого наследия С. В. Рахманинова»), Ю. А. Монастыршиной («“Тройка” Чайковского и “Тройка” Рахманинова. К проблеме скрытого сюжета, драматургии»), Е. А. Моревой («Симфонические танцы: две формы одного содержания»), А. Ю. Николаевой и А. С. Скрябина («С. В. Рахманинов и А. Б. Гольденвейзер»), И. Д. Ханнанова («Музыка С. Рахманинова и проблемы гармонии»), А. С. Ярешко («Колокольность в музыке С. Рахманинова как стилистический феномен»).

2 С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873–1993): материалы науч. конференции / ред.-сост.   А. И. Кандинский. М., 1995.