Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова


  • Рецензент: Н. О. Власова, доктор искусствоведения; О. В. Зубова, кандидат искусствоведения, преподаватель; Т. И. Науменко, доктор искусствоведения, профессор; И. И. Сниткова, кандидат искусствоведения, профессор; Н. И. Тарасевич, доктор искусствоведения, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2016
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 560
  • ISBN: 978-5-89598-320-1 (в пер.)

Редакционная коллегия: К. В. Зенкин, доктор искусствоведения, профессор М. И. Катунян (отв. ред.), кандидат искусствоведения, доцент А. С. Соколов, доктор искусствоведения, профессор

Сборник посвящен 80-летию со дня рождения выдающегося музыкального ученого, педагога, профессора Московской государственной консерватории Юрия Николаевича Холопова (1932–2003). В него вошли материалы международной научной конференции «Наследие Ю. Н. Холопова и современное музыкознание», проходившей 24–27 сентября 2012 года.

Среди авторов сборника — представители научной школы Холопова. Многопрофильный характер издания отражает интересы и достижения ученого в различных областях музыковедческой науки, развиваемые его учениками и последователями. Перед читателем развернута панорама теоретического познания истории музыки от античности до новейшего времени. Материалы сборника включают не публиковавшуюся прежде статью Холопова «Цвет звука и звуко-цвет» и интервью с ним, а также работы, посвященные проблемам музыкальной композиции (гармонии, формы, контрапункта), истории музыкальной теории, музыкальной эстетики и философии, педагогики. Специальный раздел отведен исследованиям о новой музыке, которая занимала особое место в научном творчестве Холопова.

Сборник адресован специалистам в области теории и истории музыки, учащимся, педагогам и всем интересующимся музыкальной культурой.

К читателю 6

Знаки, аббревиатуры, сокращения 7

Посвящение Лариса Кириллина. «Рязань дремотная, древесная, резная…» 8

Татьяна Кюрегян. Путь в науке 9

I. Юрий Николаевич Холопов:.материалы и воспоминания

Юрий Холопов Цвет звука и звуко-цвет 25

«Россия — страна, богатая талантами». Беседа Албены Найденовой с Юрием Холоповым (2002) 39

Григорий Лыжов, Елена Двоскина «Я школьный учитель». Уроки Ю. Н. Холопова в ЦМШ 46

II. Наследие Ю. Н. Холопова

Лариса Кириллина Холоповский курс истории полифонии: от истоков до XVIII века 58

Игорь Кузнецов Системы гармонии и контрапункта Карлхайнца Штокхаузена в исследованиях Ю. Н. Холопова 67

Римма Поспелова, Елена Трубенок Холоповская теория конструктивных элементов системы как универсальный инструмент гармонического анализа 74

Ильдар Ханнанов Теория гармонии Ю. Н. Холопова в сравнении с современными американскими представлениями о тональной музыке 88

Григорий Рымко Три аспекта музыкальной формы по Ю. Н. Холопову 97

Александр Власов Анализ гармонических систем и исследование рынков: неожиданные параллели. Об универсализме аналитического метода Ю. Н. Холопова 104

III. Музыка в пространстве философии, эстетики и религии

Константин Зенкин А. Ф. Лосев и Ю. Н. Холопов: в чем смысл музыкального числа? 111

Евгения Чигарёва А. В. Михайлов и Ю. Н. Холопов. От слова к музыке. К вопросу об универсальности гуманитарной науки 119

Филипп Альтклаус О гармонии 125

Маргарита Катунян Романтические инверсии: от гармонии к картине мира 131

Татьяна Баранова Стравинский между православием и католицизмом (по материалам Фонда Пауля Захера) 144

IV. Из истории музыкальной теории

Сергей Лебедев Греческая наука в зеркале «Музыки» Боэция 166

Роман Насонов О немецких предках симфониургии 179

Марина Чебуркина Гармония пропорций во французской музыкальной теории XVII–XVIII веков и французское органное искусство Барокко 202

Дмитрий Чехович Д’Аламбер и теория минора 215

Елена Двоскина Учение Августина о ритме и XX век 227

V. У истоков классической музыкальной формы

Ольга Лосева О структурной модели барокко, или Что такое развертывание? 233

Анна Андрушкевич Немецкая ария в поисках формы: оперы Рейнгарда Кайзера 240

Марина Насонова Учение Ю. Н. Холопова о классическом музыкальном метре и феномен «говорящей музыки» 258

Татьяна Кюрегян Сколько частей в песенной форме? 264

Анна Иглицкая Принципы инструментовки сонатной экспозиции в ранних симфониях Й. Гайдна 280

VI. Проблемы лада и гармонии

Григорий Лыжов Спор К. Дальхауза и Б. Майера о старинных ладах 293

Маргарита Григорьева Об «ускользающих» каденциях в музыке Карло Джезуальдо 307

Эвелина Стручалина О гармонии Шуберта в отечественной науке последних десятилетий: подходы и аналитические методы 314

Татьяна Старостина Русские народнопесенные лады как модальная система. Проблемы классификации 324

Елена Николаева Ю. Н. Холопов — Н. С. Корндорф: диалог о русской гармонии 335

VII. Вопросы методики и педагогики

Марина Карасёва Учитель, ученик и пространство «2.0» — особенности изменения коммуникативных отношений в современной музыкальной педагогике 344

Ирина Коженова Претворяя заветы Мастера. О Всероссийском конкурсе по теории, истории музыки и композиции имени Ю. Н. Холопова 359

Владимир Громадин Сочинение музыки как инструмент ее анализа 363

VIII. Культурная традиция: изменяющееся и неизменное

Егор Резников Звучание доисторических пещер с росписями и проблемы их сохранения 372

Елена Коляда Протожанры библейской музыки в западнохристианской литургической традиции. Некоторые аспекты жанровой эволюции 378

Наталья Ефимова Амвросианский хорал: традиция и канон 394

Анна Русакова Античность в русской музыкальной культуре XIX века. «Опыты с забытыми ритмами» А. С. Аренского 411

IX. К теории новой и новейшей музыки

Гражина Дауноравичене Между модерном и модернизмом (на примере творчества М. К. Чюрлёниса) 427

Юрий Захаров Интонация в додекафонной музыке (на примере песен А. Веберна ор. 23 и 25) 447

Надежда Петрусёва Переписка Пьера Булеза и Джона Кейджа: идеи и перспективы 461

Албена Найденова Композиционные принципы вокального цикла «Ein Buch von der Minne» Фридриха Церхи в контексте идейного мира венского Арт-Клуба (1947–1959) 473

Милена Божикова Дьёрдь Куртаг и Сэмюэль Беккет: за пределами речи 484

Елена Зинькевич «Музыка оказалась больше техники…» О «Мистерии» Валентина Сильвестрова 493

Евгения Изотова Звуковая комбинаторика Франко Донатони 506

Марина Переверзева Музыкальный мобиль: структура против формы 513

Валентина Холопова О психологической организации неклассических музыкальных форм 529

Светлана Савенко Музыка ХХI века: к перспективе изучения 541

Авторы 546

Указатель имен 549

Contents 558

Сборник статей, который вы держите в руках, составлен по материалам меж­дународной научной конференции «Наследие Ю. Н. Холопова и современное музыкознание», проходившей в Московской консерватории 24–27 сентября 2012 года в рамках фестиваля «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова» и посвященной 80-летию со дня рождения выдающегося музыкального ученого и педагога, профессора Московской консерватории.

Юбилей Ю. Н. Холопова собрал в стенах нашей альма матер его учеников разных поколений, а также тех, кого можно назвать «научными внуками» Юрия Николаевича.

Группировка статей в разделы до известной степени условна, однако сами они, так или иначе, отражают круг научных областей и интересов Ю. Н. Холопова. К ним относятся:

  • фундаментальная теория музыкальной композиции (гармония, контрапункт, форма) вкупе с историей музыкальной теории и музыкальной педагогикой и
  • то, что выходит за их пределы — это и надмирные основы музыкального бытия, и жизнь музыки в культуре, и
  • то, для чего необходим синтез всего названного — научное познание музыки сегодняшнего дня.

Именно к этой последней цели было, кажется, более всего устремлено научное и педагогическое творчество самого Ю. Н. Холопова, и потому не случайно, что статья «Цвет звука и звуко-цвет», публикуемая в первом разделе, посвящена именно музыке XX–XXI веков. Это не единственный текст Холопова в данном сборнике. Рядом с ним помещено одно из его последних интервью.

Регулярное появление за прошедшее десятилетие публикаций неизвестных текстов Холопова создает впечатление, что научный путь ученого, подробно прослеженный в открывающей сборник статье Т. С. Кюрегян, продолжается. Он действительно продолжается — в не меньшей степени в трудах учеников, последователей, но также и оппонентов, потому что для тех, кто сегодня участвует в развитии отечественной музыкальной науки, невозможно пройти мимо того, что внес в нее Ю. Н. Холопов.

Считаем приятным долгом выразить благодарность рецензентам сборника: Наталье Олеговне Власовой, Ольге Валерьевне Зубовой, Татьяне Ивановне Науменко, Ирине Ивановне Снитковой, Николаю Ивановичу Тарасевичу за их ценные замечания и предложения, а также Григорию Ивановичу Лыжову, оказавшему активное содействие в подготовке книги к изданию.

Искренняя признательность сотрудникам Научно-издательского центра «Московская консерватория» Григорию Анатольевичу Моисееву, Сергею Михайловичу Мовчану, Екатерине Андреевне Лариной.

Редколлегия