Поёт Камерный хор Московской консерватории. Выпуск 2
  • Рецензент: народный артист РФ, профессор В. В. Успенский; заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, профессор К. А. Якобсон
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2017
  • Тираж: 400 экз.
  • К-во страниц: 188
  • ISBN: ISMN 979-0-706360-37-9 (в обл.)

Составитель: профессор А. В. Соловьёв.

Во второй выпуск хрестоматии «Поёт Камерный хор Московской консерватории» вошли произведения современных отечественных и зарубежных композиторов, премьеры которых прозвучали в исполнении коллектива. Большинство сочинений публикуется впервые.

Адресовано хормейстерам, педагогам музыкальных вузов и студентам, обучающимся по специальностям «дири­жирование» и «художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором».

От составителя 4

Р. Щедрин. Царская кравчая. По мотивам русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» 7

А. Пахмутова. Слава, хор! 18

Ю. Фалик. Смирение. Из цикла «Книга канцон». Слова Дж. Герберта. Перевод А. Шараповой 22

Ю. Фалик. Праздник. Из цикла «Книга канцон». Слова И. Г. Грефлингера. Перевод Л. Гинзбурга. Слова И. Бунича. Перевод В. Корчагина 27

В. Казенин. Вокализ 34

А. Тевосян. Ветер. Слова Б. Пастернака 38

Д. Кривицкий. Любовь рождает песни, песни рождают любовь 41

В. Кикта. Грёзы Андрея Рублёва. Хоровой фрагмент из балета «Андрей Рублёв» 44

Р. Леденёв. Клюевский триптих «Родное». Из цикла «Русские картины» (Тетрадь III). Слова Н. Клюева

1. Сторона наша забытая 48

2. Теплятся звёзды-лучинки 52

3. Радость видеть первый стог 54

А. Чайковский. Монологи пьющего человека. Слова А. Володина

1. Не могу 57

2. Утреннее 64

3. Я такой 69

Т. Чудова. Что над морем глубоким. Слова народные 73

А. Ананьев. Родина. Слова В. Распутина 81

Ю. Евграфов. Диптих «О любви и небе».

1. Про кота. Слова А. Владковской. Перевод А. Нехая 86

2. О любви и небе. Слова С. Росина 92

К. Волков. Сонет 97. Мне показалось, что была зима... Слова У. Шекспира. Перевод С. Маршака 96

К. Волков. Молитва святителя Иоасафа Белгородского 102

Е. Подгайц. В минуты музыки. Слова Н. Рубцова 104

Е. Подгайц. Я по первому снегу бреду... Слова С. Есенина 110

Д. Дианов. Размышление. Слова Ф. Тютчева 115

Д. Дианов. Не вдруг увянет наша младость. Слова А. Пушкина 119

А. Киселёв. Pater noster 126

С. Мовчан. Ave Maria 130

Ю. Потеенко. Dona nobis pacem 135

В. Мишкинис. The Song that I Came to Sing. Слова Р. Тагора 138

Б. Штарк. De profundis 144

Р. Ломон. Chor der Waisen. Слова Н. Закс 154

С. Екимов. Pater noster 159

К. Бодров. Хорал 164

К. Бодров. Capriccio 167

А. Шнитке. Зима. Слова А. Прокофьева 179

Сведения об авторах 184

Второй выпуск хрестоматии «Поёт Камерный хор Московской консерватории» представляет хоровые партитуры из репертуара коллектива за последние пять лет. Камерный хор перешагнул 20-летний рубеж и продолжает двигаться по пути, предначертанному его основателем, народным артистом РФ, профессором Б. Г. Тевлиным. Его два основных постулата: «не надо идти за публикой, наоборот, пусть она идет за нами» и «важная цель — повышение уровня отечественного хорового искусства и освоение современного хорового репертуара» — как никогда актуальны, учитывая инициативы Всероссийского хорового общества и общегосударственную политику в этой сфере. Хоровое искусство неразрывно связано с композиторским творчеством, и в этом отношении Камерный хор находится в эпицентре развития современного исполнительства, с момента создания пропагандируя авторов наших дней, стимулируя их к созданию новых хоровых партитур.

Публикация первого выпуска из серии «Поёт Камерный хор Московской консерватории» — «Хоро­вые миниатюры современных отечественных композиторов для хора a cappella» (2014) стала воплощением идей Б. Г. Тевлина, всегда ратовавшего за новый репертуар и знакомство с ним максимального числа хормейстеров. Сборник вызвал большой интерес хорового сообщества, что подтвердило насущную необходимость в подобных изданиях. Им пользуются как в средних, так и высших учебных заведениях — и в дирижерской работе в классе, и, что особенно отрадно, в концертной практике учебных хоров. По словам заведующей кафедрой хоровой дирижирования Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Л. А. Лицовой, «выпуск данного сборника своевременен и актуален и может служить примером интересного и грамотного подбора нового репертуара. Представленные в нем партитуры отечественных композиторов второй половины XX — начала XXI века в настоящее время стали неотъемлемой частью учебно-концертного процесса».

Издание второго выпуска «Премьеры сочинений отечественных и зарубежных композиторов для хора a cappella» — это утверждение избранной стратегии. Основной принцип подбора произведений — максимальные контрасты: по формам, жанрам, приемам звуковедения, образному содержанию, стилистике. Назначение сборника заключается не только в распространении информации, но и в формировании критериев.

Большинство публикуемых партитур (как светские миниатюры, так и сочинения духовной тематики) впервые прозвучали в исполнении Камерного хора в рамках Международного фестиваля современной музыки «Московская осень».

Выбор сочинений, отчасти отражая личные предпочтения составителя, в то же время основан на большом исполнительском и слушательском опыте. Все они обладают несомненной художественной ценностью, а их авторы относятся к числу главных проводников развития в области хорового жанра a cappella.

Сборник открывают — в качестве «высокого камертона» — сочинения композиторов, чьи творческие судьбы счастливо и многократно пересекались с Камерным хором: Родиона Константиновича Щедрина и Александры Николаевны Пахмутовой. Их пьесы, чрезвычайно контрастные по образному содержанию и мелодическому языку, несомненно, рассчитаны на различный профессиональный уровень, что также важно для конкретных адресатов сборника. Вместе же они отражают универсальную палитру исполнительских возможностей Камерного хора.

«Царская кравчая» Р. К. Щедрина — авторская версия фрагмента русской хоровой оперы «Боярыня Морозова», написанной по заказу Б. Г. Тевлина. Зная лично Р. К. Щедрина на протяжении двух десятков лет и будучи участником исполнений многих его произведений и, в частности, премьеры оперы «Боярыня Морозова» в Большом зале консерватории в 2006 году под управлением моего учителя Б. Г. Тевлина, я считаю эту оперу одним из выдающихся созданий русской музыки, отражающих великую историю нашего Отечества. «Царская кравчая» построена на виртуозных переключениях от стаккато к легато, здесь требуется очень четкая артикуляция текста, который имеет не только смысловую, но и фоническую функцию.

Для Камерного хора чрезвычайно дороги приглашения к участию в авторских вечерах А. Н. Пахмутовой, в которых артисты хора участвовали неоднократно. Возможность быть сопричастными интерпретации всеми любимых мелодий, ставших «голосом эпохи», важна для личностного формирования молодых музыкантов. Результатом нашей творческой дружбы стал подарок композитора — вокализ «Слава, хор!», премьера которого состоялась 30 октября 2015 года на юбилейном гала-концерте коллектива. Миниатюра представляет собой эффектную композицию, в основе мелодики которой лежат фольклорные попевки.

Для завершения сборника выбрано сочинение еще одного композитора, чье имя для Камерного хора является знаковым, — А. Г. Шнитке. Хор «Зима» (1957), который публикуется впервые, относится к его ранним сочинениям. Это интересный пример соединения фольклорных элементов с классическими полифоническими приемами в фактуре и гармонической метаморфозы от четкой тональной вертикали к сонорным звучаниям. Издание этого сочинения, несомненно, будет способствовать его успешной исполнительской судьбе.

В сборнике представлен ряд партитур, проникнутых пейзажно-элегической образностью и принадлежащих перу ушедших мастеров: Ю. А. Фалика, В. И. Казенина, А. Т. Тевосяна, Д. И. Кривицкого. Хор в них часто трактуется по-оркестровому, что предполагает владение различными типами звуко­ведения.

Камерный хор Московской консерватории традиционно сотрудничает с мастерами хорового жанра — представителями столичной композиторской школы, многие из которых работают в нашей alma mater: А. В. Чайковский (представлен его триптих «Монологи пьющего человека» на стихи А. Володина), Р. С. Леденёв (пейзажный триптих «Родное»), В. Г. Кикта (хоровой фрагмент «Грезы Андрея Рублёва» из балета «Андрей Рублёв), Ю. А. Евграфов (премьерное сочинение 2015 года «Диптих о любви и небе» на стихи А. Владковской и С. Росина), Т. А. Чудова (миниатюра с ярким фольклорным колоритом «Что над морем глубоким»), А. Н. Ананьев («Родина» на слова В. Распутина, сочинение написано к саммиту БРИКС в Уфе в июле 2015 года), Д. В. Дианов (хоры на слова А. Пушкина и Ф. Тютчева), Ю. А. Потеенко (миниатюра на канонический католический текст «Dona nobis pacem»). Также на традиционный латинский текст написаны сочинения А. И. Киселёва «Pater noster» и С. М. Мовчана «Ave Maria».

В сборник включены две хоровые миниатюры К. Е. Волкова, на протяжении многих лет сотрудничавшего с коллективами под руководством Б. Г. Тевлина. «Мне показалось, что была зима...» — оригинальная интерпретация композитором шекспировского сонета № 97 в переводе С. Маршака, а «Молитва святителя Иоасафа Белгородского» — выразительное воззвание о заступничестве в бедах.

Необыкновенно плодотворно работает в жанре хоровой музыки еще один постоянный автор Камерного хора Е. И. Подгайц. В сборник вошли два его сочинения: «В минуты музыки» на слова Н. Рубцова (посвящено Б. Г. Тевлину) и пейзажная пастораль «Я по первому снегу бреду» на слова С. Есенина.

Для пополнения творческого багажа хоровых коллективов в высшей степени полезно творческое взаимодействие с иностранными композиторами — представителями национальных школ, для которых создание хоровой музыки является приоритетным. В хрестоматии представлен ряд сочинений зарубежных авторов, сотрудничающих с Камерным хором: Витаутаса Мишкиниса (Литва), Руфи Ломон (США), Бранко Штарка (Хорватия). Эти работы характеризует мастерское владение хоровой фактурой, они естественны по звуковедению и удобны для хоровых певцов, хотя в них и встречаются некоторые тесситурные сложности. «Хор сирот» Руфи Ломон — это одна из 14 частей оратории «Свидетельские показания» для оркестра, хора и четырех солистов-вокалистов (2008), в основу которой положены стихи поэтов — бывших узников концлагерей.

Знакомство с композиторами и видными хоровыми деятелями своих стран Б. Штарком и В. Мишкинсом стало возможным благодаря тесным контактам по линии общества «INTERKULTUR», специализирующегося на организации масштабных хоровых конкурсов и фестивалей. На его мероприятиях за последнюю четверть века хоровые коллективы и их руководители имеют широкие возможности обмениваться национальным исполнительским опытом и знакомиться с новым современным репертуаром.

В сборнике присутствуют сочинения уже получивших признание молодых авторов, чьи опусы в последние годы стали во многом определяющими в репертуарной политике Камерного хора. Эффект­ные миниатюры Кузьмы Бодрова и Cергея Екимова — представителей, соответственно, московской и петербургской школ, объединяет единое ощущение конкурсной энергетики ХХI века, звуковой стихии, сценического магнетизма. Оба они оперативно откликаются на творческие предложения коллектива. Так родилось «Каприччио» К. Бодрова, написанное специально для выступления в номинации «Современная музыка» в рамках «World Choir Games», своего рода хоровой Олимпиады, где Камерный хор завоевал золотую медаль (2014).

Тесное взаимодействие Камерного хора с представителями Санкт-Петербурга началось в 2007 году во время проведения всероссийского мастер-класса «Национальный молодежный хор», когда в репетиционной работе над своими опусами принял участие Ю. А. Фалик. Ныне эстафету продолжает его ученик по композиции С. Екимов, блестящий хормейстер и автор множества ярких обработок и оригинальных сочинений. Партитура «Pater noster» была написана им по нашему заказу для конкурса «Поющий мир» (Санкт-Петербург), состоявшегося в 2015 году. Символично, что форум совпал с 20-летием Камерного хора, удостоенного на этом престижном хоровом состязании четырех золотых медалей и Гран-при. Такое признание свидетельствует о творческих успехах коллектива, которые базируются на одном из главных художественных принципов Б. Г. Тевлина: «Исполнитель должен быть зеркалом партитуры».

Александр Соловьёв, профессор,
художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории