Хрестоматия для фортепиано : Произведения крупной формы


  • Рецензент: В. П. Овчинников, профессор; А. А. Писарев, профессор; В. Ф. Щербаков, кандидат педагогических наук, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2024
  • Тираж: 120 экз.
  • К-во страниц: 192
  • ISBN: ISMN 979-0-706360-66-9 (в обл.)

Ответственные редакторы-составители: Е. С. Карпинская, профессор; Т. И. Евсеева, кандидат искусствоведения, профессор

Редакторы-составители: профессора Е. С. Карпинская, Т. И. Евсеева, Е. В. Андреева, Р. Н. Кудояров

В хрестоматии по учебно-исполнительской дисциплине «фортепиано» содержатся жанрово разнообразные фортепианные произведения крупной формы. История их создания охватывает четырехсотлетний период — с ХVII по ХХI вв. В пособии представлены различные композиторские школы, стили и творческие направления. Подбор музыкального материала хрестоматии учитывает различный уровень пианистической подготовки студентов. В первый раздел вошли несложные сочинения, во второй раздел включены произведения средней степени трудности, третий раздел содержит концертно-виртуозные композиции.

Хрестоматия предназначена для студентов и педагогов высших музыкальных учебных заведений. Она также может использоваться в ходе учебного процесса в музыкальных училищах и ДМШ.

Предисловие 4

Первый раздел

Дж. Б. Перголези. Рондо из Клавирной сюиты № 1 ми мажор 5

Дж. Фрескобальди. Фрескобальда. Тема с вариациями 7

Б. Серрано. Соната си-бемоль мажор 11

Й. Мысливечек. Соната ре мажор. Часть II. Вариации 14

К. Ф. Э. Бах. Соната си минор. Wq 55/3 (H 245). Часть III. Рондо 19

В. А. Моцарт. Соната соль минор из Лондонской тетради. KV 15p 23

Л. ван Бетховен. Рондо до мажор. WoO 48 27

К. Черни. Сонатина до мажор 31

М. Клементи. Соната соль мажор. Ор. 25 № 2. Часть II. Рондо 34

И. В. Гесслер. Соната ля минор. Часть I 41

Б. Барток. Свободные вариации из «Микрокосмоса». Тетрадь 6 46

Дж. Берг. Сонатина ре минор 49

А. Пярт. Сонатина № 2. Часть III 52

С. Хеллер. Сонатина ре минор. Ор. 149. Часть I 55

И. Худолей. Вариации фа мажор 59

Второй раздел

И. Хандошкин. Российская народная песня с вариациями 62

Ф. Г. Туррини. Соната № 2 ля мажор из Шести сонат для клавесина. Часть II. Вариации 65

П. Д. Парадизи. Соната ля мажор. Часть I 69

К. Ф. Э. Бах. Рондо ре мажор. Wq 56/3 (H 261) 76

Ф. Шуберт. Соната ля-бемоль мажор. D 557. Часть I 83

А. Черепнин. Романтическая сонатина. Ор. 4. Часть I 87

Н. Метнер. Сонатина соль минор. Часть I 94

Р. Кудояров. Sonatina giocosa 100

Б. Бриттен. Sonatina romantica. Часть I 105

А. Шнитке. Вариации на один аккорд 110

Третий раздел

Дж. Фильд. Соната ми-бемоль мажор. Ор. 1 № 1. Часть II. Рондо. Обработка Г. фон Бюлова 116

М. Клементи. Соната фа-диез минор. Ор. 25 № 5. Часть I 125

М. Регер. Сонатина ре мажор. Ор. 89 № 2 131

С. Пальмгрен. Соната ре минор. Ор. 11. Часть I 137

А. Гречанинов. Сонатина № 2 фа мажор. Ор. 110 146

У. С. Олуин. Sonata alla toccata. Часть I 158

П. Юон. Сонатина соль мажор. Ор. 47. Часть I 166

Ф. Ахметов. Соната. Часть I 173

А. Самонов. Ретро-соната. Часть I 179

Краткие сведения о композиторах 186

Серия учебных пособий, задуманная педагогами межфакультетской кафедры фортепиано к 150-летнему юбилею Московской консерватории, пополнилась публикацией третьей хрестоматии. Предлагаемое издание посвящено произведениям крупной формы. Оно призвано способствовать обеспечению учащихся разных специализаций инструктивным репертуаром по обязательной дисциплине «фортепиано». Хрестоматия подготовлена в полном соответствии с требованиями действующей программы, согласно которой изучение произведений крупной формы является одним из основных аспектов работы.

В сборнике собраны образцы, относящиеся к XVII–XXI векам и представляющие различные творческие стили, направления и национальные школы. На конкретных произведениях можно проследить многовековую историю становления сонаты, сонатины, вариаций и других крупных форм в разных музыкальных культурах (итальянской, немецкой, английской, русской и др.). Также сюда помещены художественно и пианистически интересные сочинения композиторов, связанных с музыкальным бытом Москвы доконсерваторского периода (Дж. Фильд, И. В. Гесслер и др.) и произведения выпускников и педагогов Московской консерватории (А. Шнитке, А. Самонов, И. Худолей и др.).

Из-за ограниченного объема в пособии не представлены многократно издававшиеся и популярные в педагогической практике сочинения И. С. Баха, Д. Скарлатти, Й. Гайдна, Д. С. Бортнянского, Л. ван Бетховена, С. С. Прокофьева и других авторов. Перед редакторами-составителями стояла задача обогатить фортепианный репертуар курса, ознакомить педагогов и студентов с более широким кругом сочинений, включая и новые опусы, созданные в наше время.

Важность работы над произведениями крупной формы трудно переоценить. Их изуче­ние способствует совершенствованию профессионально значимого для музыканта умения масштабно мыслить. В процессе работы над интерпретацией решаются многочисленные художественные, методические и сугубо пианистические проблемы. Особую актуальность приобретает выработка готовности студента мобильно переключать эмоционально окрашенные, жанрово определенные «события-состояния» музыки. В пределах одного сочинения (сонаты, вариаций и др.) требуется быстрая реакция на фактурные изменения в тексте, смену исполнительских приемов, «включение-выключение» других элементов фортепианной выразительности — на всё, что обусловлено художественным замыслом автора и технологическими особенностями авторского письма.

Хрестоматия имеет трехчастную структуру. Различный уровень пианистической подготовленности обучающихся по дисциплине «фортепиано» предопределил компоновку материала по принципу усложнения внутри каждого из разделов и всего сборника в целом. Сочинения высокой степени трудности из заключительного раздела могут использоваться и в рамках дисциплины «специальное фортепиано».

Нотный текст произведений, помещенных в сборнике, представлен в педагогической редакции составителей. Она касается важных для учащихся художественных средств выразительности и технических аспектов — динамики, штрихов, аппликатуры и т. п.

Редакторы-составители надеются, что изучение произведений крупной формы из предлагаемой хрестоматии будет способствовать становлению и развитию исполнительской культуры студентов, совершенствованию профессионального фундамента, необходимого для последующей деятельности оркестрантов, дирижеров, вокалистов, композиторов, музыковедов и учащихся других специализаций.

Т. И. Евсеева


1 См. также предыдущие издания данной серии: Хрестоматия для фортепиано: Полифонические произведения / отв. ред.-сост. Е. С. Карпинская, Т. И. Евсеева. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2016; Хрестоматия для фортепиано: Ансамбли в 4 руки / отв. ред.-сост. Е. С. Карпинская, Т. И. Евсеева. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2020.

Автор(ы)


Евгения Карпинская

Заслуженная артистка России

Елена Андреева

Заслуженный работник культуры РФ

Татьяна Евсеева

Заслуженный работник культуры РФ

Ссылки