Редколлегия: Г. И. Лыжов, Д. Р. Петров, С. И. Савенко
Сборник посвящен профессору Московской консерватории, доктору искусствоведения И. А. Барсовой. В книге представлены статьи ее учеников и коллег, работающих в России и за рубежом. Освещаются различные проблемы истории и теории музыки и, прежде всего, те, которые составляют важнейшие сферы научных интересов И. А. Барсовой (старинная музыка, творчество Густава Малера и его современников, русская музыка ХХ века). Книга адресована музыкантам и специалистам в различных областях истории и теории культуры.
От редколлегии 5
ИННА АЛЕКСЕЕВНА БАРСОВА рассказывает (Беседа с О. Бобрик) 7
ПРИВЕТСТВИЯ 39
Григорий Головинский, Александр Вустин, Елена Дубинец, Юрий Буцко Екатерина Царёва. Мастер чтения 45
Евгения Чигарёва. Принцип историзма в жизни и в науке 55
Григорий Лыжов, Людмила Березовская. «...Понять пространства внутренний избыток» 63
Ричард Тарускин. Бюнуа и Чайковский 73
Дмитрий Голдобин. «Nasce la pena mia». «Хит» – мадригал в инструментальных обработках 93
Мария Батова. Виттория Аркилеи – флорентийская примадонна. С приложением мадригалов и сонетов в переводе М. Гаспарова 121
Екатерина Кофанова. «То был поющий век...». Музыка в культуре елизаветинской Англии 134
Юрий Хохлов. Песенный цикл Бетховена «К далекой возлюбленной» 143
Наталья Зейфас. Фрагменты о фрагменте, или Маргиналии Кошки Муррки к «Неоконченной» Шуберта 159
Герта Блаукопф. Малер среди солдат 180
Рената Старк-Фойт. Образ – Символ – Звучание. «Волшебный рог мальчика» в творчестве Густава Малера 188
Доналд Митчелл. Малер в пути. Седьмая симфония 207
Эрвин Ратц – Инне Барсовой. Избранные письма 219
Даниил Петров. Творчество Малера в зеркале Собрания сочинений 240
Юлия Крейнина. Густав Малер в восприятии израильской аудитории. Обретение исторической родины 250
Юлия Векслер. Альбан Берг и его кумиры 255
Белла Егорова. Понятие вкуса в эстетике Клода Дебюсси. По материалам литературного наследия композитора 265
Наталья Алексенко. Импрессионизм – экспрессионизм. Колорит и экспрессия оркестрового тембра и их связь с живописью 271
Аркадий Климовицкий. Из петербургских контактов Шёнберга. Сандра Беллинг 280
Ирина Скворцова. От романтизма к модерну. Мазурки Скрябина 300
Тамара Левая. Легенда о художнике, или Метаморфозы «скрябинского мифа» 306
Светлана Савенко. Музыка машин и ее авторы 318
Экхард Йон. Оркестры без дирижера. Московский Персимфанс (1922 – 1933) и его последователи 324
Детлеф Гойовы. В-а-с-h, необарокко и неоклассицизм в русской музыке 336
Елена Двоскина. Финал Четвертой симфонии Шостаковича. Прощание с традицией 351
Марина Фролова-Уокер. Музыка советской литургии, или Скучное искусство 359
Елена Бараш. Творчество Романа Леденёва 90-х годов 370
Юрий Холопов. Новые формы Новейшей музыки 380
Людмила Ковнацкая. Литературные заметки М. С. Друскина 394
ПРИЛОЖЕНИЕ I.
Работы, выполненные под руководством И. А. Барсовой 414
II. Список трудов И. А. Барсовой 416
Источники иллюстраций 425
Inhalt / Contents 426