Виртуозные украшения и изящные пассажи. Концерт «Con i passaggi. Искусство диминуций»


12 февраля 2019 г. | Статьи
8 февраля в Рахманиновском зале прошёл концерт в рамках совместного проекта Московской консерватории и Мюнхенской Высшей Школой Музыки и Театра. Второй концерт цикла программ «Искусство мадригала» посвящён итальянским мадригалам конца XVI — начала XVII столетий и имеет подзаголовок «Искусство диминуций». Программа была составлена таким образом, чтобы слушатели могли сопоставить оригинальные версии мадригалов с их аранжировками, зачастую весьма свободными.

В 1592 году Людовкио Цаконни опубликовал первую часть своего трактата «Музыкальная практика», в котором среди прочего было руководство для певцов, как вводить в многоголосные сочинения различные мелодические украшения, диминуции, во второй части этого трактата, написанной и изданной позже, Цаконни уделяет особое внимание импровизации певцами контрапунктирующих голосов к cantus firmus. Для современного музыканта это может показаться странным, но в старинной музыке записанный нотный текст – лишь отправная точка, некая основа и опора, на которую каждый исполнитель нанизывал виртуозные украшения и изящные пассажи, в меру своего мастерства и представления о прекрасном. Другая особенность, столь же неочевидная для современных слушателей исполнителей, но общепринятая в те далёкие времена – отсутствие композиторских указаний на состав, который при каждом исполнении определялся в зависимости от разных обстоятельств, например, наличия или отсутствия тех или иных голосов и инструментов.
8 февраля благодаря совместному проекту Московской консерватории и Мюнхенской Высшей Школой Музыки и Театра слушатели смогли составить представление о жанрах итальянской вокальной музыки рубежа XVI-XVII века, как могли орнаментировать свои партии и вокалисты, и инструменталисты, как композиторы переделывали понравившиеся им сочинения современников и предшественников и многое, многое другое.
Ансамбль «Bach-consort» под руководством Юлии Микконен, вместе с приглашёнными музыкантами, специализирующимися именно на исполнении подобного репертуара - Морисом ван Лисхаутом (блокфлейта) и Еванджелиной Маскарди (лютня), а также студентами ФИСИИ и Мюнхенской Высшей Школой Музыки и Театра представили яркую и сложную программу. Этот репертуар исполняется крайне редко даже в Европе, а для Москвы даже имена Джованни Баттиста Буонаменте и Джованни Баттиста Бовичелли – в диковинку, да и более известные Орацио Векки и Луцаско Луцаски и Бьяджо Марини не так часто встречаются в концертных афишах.
Тем отраднее тот факт, что наши исполнители, в том числе и студенты, смело берутся за такие проекты и участвуют наравне с ведущими музыкантами Европы. Следующий концерт будет посвящён трагикомедии Дж. Б. Гварини «Верный пастух», на которую было написано несколько сотен мадригалов.