Концерт перенесён на 3 декабря 2020 года
Заслуженный артист Абхазии
Лука Гаделия (орган)
Кристина Эшба (сопрано)
Яна Меликаева (меццо-сопрано)
В программе:
И. С. Бах
Сицилиана из Сонаты № 2 для флейты и клавира ми-бемоль мажор, BWV 1031 (переложение для органа Ш.-М. Видора)
Токката и фуга ре минор
И. С. Бах — Ш.-М. Видор
Финальный хор из оратории «Страсти по Матфею» (переложение для органа соло)
И. С. Бах — Ш. Гуно
«Ave Maria»
Дж. Б. Перголези
«Stabat Mater»
С. Франк
Хорал ля минор для органа
Ф. Шуберт
«Ave Maria»
Дж. Верди
Ария альта «Liber Scriptus» из «Реквиема»
В. А. Моцарт
Адажио из Концерта № 23 (переложение для органа соло Л. Гаделии)
Ария сопрано «Laudate Dominum» из «Торжественной вечерни проповедника» (Vesperae solennes de confessore), KV 339
С. В. Рахманинов
Вокализ
Блестящий органист из Абхазии Лука Гаделия продолжает серию музыкальных вечеров в Малом зале Московской консерватории, программы которых можно смело назвать автор-скими. Признанные шедевры и органные транскрипции, разнообразие стилей и ансамблевых составов делают эти программы исключительно интересными как для любителей, так и для профессионалов. 18 апреля Л. Гаделия выступит в ансамбле с двумя выдающимися моло-дыми солистками — Кристиной Эшба (сопрано) и Яной Меликаевой (меццо-сопрано). В программе концерта — музыка барокко и романтизма, в том числе органные сочинения И. С. Баха и С. Франка, кантата Дж. Б. Перголези «Stabat mater» в транскрипции для голосов и органа, вокальные сочинения В. Моцарта, Дж. Верди, С. В. Рахманинова и др.
Два великих шедевра органной музыки, токката и фуга ре минор И. С. Баха и хорал ля минор С. Франка, образуют своего рода «арку длиной в два столетия». Бах создал токкату и фугу во время службы в Арнштадте (1701–1707), ему тогда едва минуло 20 лет. Юношеская порывистость и страстность сочетаются здесь с великолепным владением полифонией. Три хорала Франка (1890), напротив, стали последним сочинением франко-бельгийского мастера, которого называют величайшим органным композитором после Баха. Хорал ля минор завершает цикл, элементы баховского стиля сочетаются в нем с импровизационностью и романтической гармонией конца XIX века.
Между двумя этими «полюсами» — оригинальные транскрипции для органа, в том числе финального хора из «Страстей по Матфею» и сицилианы из сонаты для флейты ми-бемоль мажор И. С. Баха в версии французского композитора и органиста Ш.-М. Видора. А также знаменитая медленная часть из фортепианного концерта ля мажор В. А. Моцарта в перело-жении Л. Гаделии. Кантата Stabat Mater («Стояла Мать скорбящая») Дж. Б. Перголези — сочинение, ставшее для его автора последним. Выдающийся неаполитанский композитор, автор блестящих опер-буффа, скончался в возрасте 26 лет. Духовная кантата Перголези, будучи встреченной современниками в штыки (по их мнению, в ней было «слишком много пассажей, которые скорее могли быть употреблены в какой-нибудь комической опере, чем в песне скорби»), нашла заслуженное признание у потомков. Музыка кантаты, полная трогательной, проникновенной лирики, считается одной из лучших интерпретаций католической секвенции о страданиях Девы Марии.
Продолжением этой темы в концерте станут две известнейших музыкальных интерпретации католической молитвы Ave Maria, принадлежащие И. С. Баху — Ш. Гуно и Ф. Шуберту, мелодическая красота которых неподвластна смене стилей и времён. Еще одна известная ария на латинский текст, Laudate Dominum («Хвалите Господа») В. А. Моцарта — это пятая часть Вечерни, написанной им в 1780 году для Домского собора в Зальцбурге. Лирическая кульминация всего сочинения, «пасторальная идиллия, полная сладких грез» (по выражению исследователя творчества Моцарта Г. Аберта), с чарующей мелодией солирующего сопрано, эта ария часто звучит в концертах, в том числе с органным сопровождением.
Совсем иным по характеру является Реквием Дж. Верди — маститого оперного композитора, обратившегося в 1874 году к духовной тематике. Драматизм и «оперный характер» вердиевской заупокойной мессы вызывает споры до сих пор, что не мешает успешной концертной судьбе этого сочинения. Ария меццо-сопрано Liber Scriptus из Реквиема прозвучит также в версии с органом.
Программу завершит знаменитый «Вокализ» С. Рахманинова, написанный в 1915 году и посвященный великой русской певице Антонине Неждановой. Широкая, привольная мелодия вокализа вплетена в насыщенный инструментальный аккомпанемент, который на этот раз прозвучит в переложении для органа.
Лука Гаделия — органист-виртуоз, заслуженный артист Абхазии, выпускник РАМ им. Гнесиных (класс проф. А. Фисейского) и аспирантуры Московской консерватории. Принимал участие в мастер-классах ведущих органистов: О. Латри (Франция), Г.Бове, Л. Ломана (Германия), К. Стембриджа (Великобритания), В. Церера, Ю. Эсселя, Х.О. Эриксона (Швеция), Н. Симонян, К. Карпентер, Б. ван Остена и др. В 2008 году стажировался в Летней органной академии в Харлеме (Нидерланды). Лауреат международных конкурсов, много концертирует в России и за рубежом. С 2006 года солист-органист Государственного концертного зала Патриаршего собора в Пицунде. С 2012 года — солист Абхазской государственной филармонии.
Кристина Эшба — обладательница феноменального колоратурного сопрано. Выпускница РАМ имени Гнесиных, солистка Абхазской государственной филармонии. Лауреат Всероссийских и международных конкурсов, в том числе «Серебряный голос» и «Надежда романсиады». Дипломант Международного конкурса вокалистов имени М. Магомаева, участница престижного фестиваля «Хибла Герзмава приглашает...». В октябре 2014 года дебютировала в Большом театре, выступив на концерте-закрытии Первого международного музыкального фестиваля «Барокко. Путешествие в Италию». С успехом выступает в России и за рубежом, в лучших концертных залах Москвы, Барселоны, Рима и Оксфорда.
Яна Меликаева (меццо-сопрано) – выпускница РАТИ-ГИТИС по специальности «Актер музыкального театра». Первая ученица народной артистки СССР, оперной певицы Тамары Синявской. Лауреат международных и всероссийских конкурсов, в том числе I Всероссийского фестиваля-конкурса патриотической песни «Это Родина моя!» (2005). В том же году стала дипломантом фестиваля «Славянский базар» в Витебске. В 2013 году принимала участие в церемонии открытия Универсиады в Казани. Обладает насыщенным, бархатным тембром голоса, объемным звучанием нижнего регистра. В репертуаре певицы — партии Любаши из оперы «Царская Невеста» Н. А. Римского-Корсакова, Иоанны из оперы «Орлеанская Дева» и Ольги из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, Кармен из одноименной оперы Ж. Бизе, Орфея из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, романсы С. В. Рахманинова и П. И. Чайковского, и др.