11
СЕНТЯБРЯ
2021
1400
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

Алемдар Караманов (1934-2007). Авторский концерт

Поиск

цена билета 300 - 800

Заслуженная артистка России
Яна Иванилова (сопрано)
Заслуженный артист России
Александр Загоринский (виолончель)
Валерия Головко (сопрано)
Николай Круглов (тенор)
Екатерина Милкина (флейта)
Мария Ходина (скрипка)
Михаил Оленев (тромбон)
Владимир Гапонцев (гитара)
Алексей Чернов (фортепиано)
Елена Клочкова (фортепиано)
Алексей Вакер (фортепиано)
Владимир Скоморохов (фортепиано)
Михаил Ченцов (фортепиано)
Татьяна Ровнер (фортепиано)
Саяка Такахаси (фортепиано)
Анастасия Милованова (фортепиано)
Елена Лелидис (фортепиано)
Елизавета Данилина (фортепиано)

Дирижёр —

Сергей Михеев


В программе:

А. Караманов
«Преступление было в Гранаде» для сопрано, скрипки, флейты и двух фортепиано, сл. М. Эрнандеса (памяти Ф. Гарсии Лорки)
Третий концерт для фортепиано с оркестром «Ave Maria». I часть (переложение для двух фортепиано)
Вокальный цикл «Звёзды», сл. С. Щипачёва
Музыка для виолончели и фортепиано
Вокальный цикл  «Тебе», сл. А. Сампуровой
«Разрушенный храм» для фортепиано
«Танец с ятаганами» для фортепиано
Фуги №№4, 5, 6 из цикла «Девятнадцать концертных фуг» для фортепиано
«Harmonicata Goija» для гитары
Триптих «Пролог, мысль, эпилог» для фортепиано
Музыка для скрипки и фортепиано
Вариации для фортепиано
«Кот-тромбон» для тромбона и фортепиано

11 сентября в Рахманиновском зале будет представлена широкая панорама творчества одного из самых масштабных отечественных композиторов второй половины XX века Алемдара Караманова (1934—2007). Долгие годы творчество этого музыканта было «приговорено» к забвению: недаром название одного из фильмов, посвященных ему — «Великое неизвестное». В настоящее время музыка Караманова вызывает огромный и заслуженный интерес. Композитор — автор крупных симфонических, вокальных, камерных произведений, среди которых 24 симфонии, Stabat Mater, Реквием, три фортепианных, два струнных концерта, вокальные и инструментальные пьесы и циклы, музыка к культовому кинофильму Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», Гимн Республики Крым и многие другие.

Альфред Шнитке, сокурсник Караманова по консерватории, называл его гением, Дмитрий Шостакович говорил о нём, что «это мощный талант, оригинальность которого нельзя не заметить даже в студенческих работах».

В концерте прозвучат камерные сочинения разных периодов творчества автора, отражающих его духовный путь. В 60-е годы прошлого столетия Караманова называли «главой консерваторских модернистов». Сочинения этих лет — «Преступление было в Гранаде», «Пролог, Мысль, Эпилог», «Музыка для виолончели и фортепиано» и «Музыка для скрипки и фортепиано» (будет исполнена впервые) — пронизаны резкостью созвучий, «обжигающей» диссонантностью, стихийной необузданностью экспрессии. Фуги для фортепиано из цикла «Девятнадцать концертных фуг» — творческий итог этого периода; по словам самого автора, они представляют собой «последний крик юношеского индивидуализма».

Пьеса «Harmonicata Goija» для гитары и «Кот-тромбон» для тромбона и фортепиано (будет исполнена впервые) приоткроют еще несколько граней таланта Караманова — в этих произведениях он обращается к песенному фольклору и иронично-гротескной шутке. «Танец с ятаганами» — это авторское фортепианное переложение одного из фрагментов мюзикла «Бахчисарайский фонтан» (1982) по мотивам произведения А. С. Пушкина. Фортепианная пьеса «Разрушенный храм», написанная в 50-е годы — первое сочинение, имеющее религиозно-философский подтекст и объявленную программу в названии, связанную с религиозной темой, которая в последующем творчестве композитора станет главенствующей.

В монографическом концерте прозвучат два сочинения крупной формы: вариации для фортепиано и третий фортепианный концерт. Вариации соединили в себе глубокое философское содержание и интимную лирику. В них как будто «разлита светлая, сильная, свободная и глубокая бесконечность». Третий фортепианный концерт с подзаголовком «Ave Maria» создан А. Карамановым в 1968 году.

В этот же период композитор создал симфонические циклы «Совершишася» по четырем Евангелиям и «Бысть» по Апокалипсису, цикл из двух симфоний «In amorem at vivificantem» («И во любовь животворящую»). По словам автора, в эти годы он писал музыку «с нотного листа Неба». «Религия как первичный импульс порождала моё вдохновение, поднимала на новую высоту всё моё творчество» — говорил Караманов.

Вокальные циклы «Звёзды» на стихи Щипачева и «Тебе» на стихи Сампуровой — более поздние произведения, написанные в 70-е годы и, подобно вариациям для фортепиано, представляют лирико-философские страницы творчества Алемдара Караманова.


Ссылки



Внимание! Фото и видеосъемка на концертах запрещена, подробнее здесь...

Анонсы