Игорь Мациевский. Авторский вечер
Хор студентов Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова
Художественный руководитель и дирижёр —
Владимир Красов
Партия фортепиано —
Ирина Немировская
Владимир Гуляев (виолончель)
Никита Токарев (труба)
Катерина-Мария Шмидт (фортепиано)
Дмитрий Гриних (баритон)
Регина Газимова (фортепиано)
Виктория Мациевская (скрипка)
Мария Ткач (фортепиано)
Фортепианный ансамбль МГИМ имени А.Г. Шнитке в составе:
Эльвира Аванесян
Данил Даутов
Лейла Сафина
Руководитель — профессор Рустам Шайхутдинов
В программе:
И. Мациевский
Сочинения для хора:
- «Господи помилуй» из цикла «Пять духовных песнопений» на старославянском языке
- «Да исполнятся уста наша»
- «Хор лесных колокольчиков» на стихи Павла Тычины
- «Хороводная» из кинофильма «Сочинушки»
- «Що би я робив без тебе», слова народные, на лемковском диалекте
- «Свадебная», слова народные, записаны А. С. Пушкиным (16.00)
Соната № 1 из Диптиха «Вступление в апокалипсис» для виолончели соло
«Новеллетта» и «Вечное движение» из Цикла для трубы и фортепиано
Из Фортепианного цикла «Недавнее и далекое» («Тени Петербургские»)
- «Улица Яблоновка»
- «Порыв»
Из Вокального цикла «Байки» на стихи Яна Бжехвы, на польском языке
- «Баран»
- «Осел и Роза»
- «Мелево» на стихи Михаила Кузмина
Черемошская поэма для скрипки и фортепиано
Концерт для трех фортепиано
Композитор, доктор искусствоведения, профессор Игорь Мациевский является одним из наиболее крупных проводников национальных музыкальных культур Восточной Европы в России.
Выпускник Львовской музыкальной академии (ученик А. Солтыса, Р. Симовича, А. Никодемовича. В. Гошовского), автор с детства – носитель украинского и польского языков, тонко слышит и передает в своих произведениях интонационную природу живой речи и неповторимую прелесть этнической традиции. Музыка композитора отличается красочностью при глубине содержания, и всегда звучит современно.
Сочинения Мациевского исполняются как в России, так и за рубежом, и включают оперу, ораторию «Пам’ять про Лесю Українку», Симфонию-концерт и Концерт для скрипки с оркестром, Камерную симфонию для струнного оркестра, Симфоническую поэму, Симфонический триптих, Концерт для оркестра русских народных инструментов и Поэму для оркестра литовских инструментов, два струнных квартета, Поэму для арфы, Квинтет для деревянных с валторной, три сонаты для скрипки и виолончели соло, сонаты для фортепиано, скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано, три фортепианных цикла и Концерт для трех фортепиано, двенадцать вокальных, вокально-симфонических и хоровых циклов и многие другие. Его перу принадлежат инструментальные и вокальные циклы на народные (в том числе диалектные – гуцульские, подольские, лемковские, подляшские) тексты и стихи украинских поэтов Т. Шевченко, Л. Украинки, Б.-И. Антонича, П. Тычины, И. Драча, Мик. Винграновского и др. (в оригинале), циклов хоровой духовной музыки – для смешанного, мужского и детского хора), крупных и малых инструментальных форм – «Черемошська поема» и другие скрипичные произведения, в том числе и составившие авторский сборник «Я росту» («Нова книга», 2011); вокальные циклы «Польские тетради» (Kajety polskie) на стихи польских поэтов Владислава Броневского («Образки/Obrazki»), Тадеуша Ружевича («Спевки», «Беспокойство» / Śpiewki. Niepokój), Яна Бжэхвы («Байки» / Bajki) (в оригинале); цикл из восьми фортепианных пьес («По мотивам шляхетским» / Z motywów szlacheckich); циклы хоровой духовной музыки («Молитвы» / Modlitwy для смешанного и «Пасторальки»/ Pastoralki – для детского хора). Многократно исполнявшиеся в России, Украине и Польше (Львов, Харьков, Киев, Ивано-Франковск, Краков, Люблин, Белосток, Варшава), они были опубликованы в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Львове, Тернополе, Виннице и др. Мациевским создана музыка к более, чем десяти музыкальным, художественным и художественно-публицистическим фильмам киностудий «Ленфильм» и «Беларусьфильм» (в том числе по собственным сценариям), «Медиа-мастер», «Геракл», «СТВ» и «Белвидеофильм», а также к музыкальным спектаклям, поставленным в театрах Санкт-Петербурга, Москвы и Кемерово. Среди кинопроизведений с музыкой композитора - награжденные многочисленными международными премиями фильмы «Фараон», «Небывальщина», «Древо вечности», «Нескладуха», «Сочинушки», «Данчык», «Сказ о Федоте-стрельце», «Левша», «Такая судьба» и др.
Игорь Мациевский – исследователь и педагог; глава российской инструментоведческой школы, выпустивший 28 кандидатов и 6 докторов наук в сфере искусствоведения; автор значительного числа научных музыковедческих работ о традиционной инструментальной и вокальной культуре украинских диалектов Гуцульщины, Подолья, Херсонщины, Подляшья, Полесья, восточного польского пограничья. Он неоднократно читал курсы лекций в Национальной музыкальной Академии Украины в Киеве, Музыкальных академиях и университетах Харькова, Львова, Ивано-Франковска, Минска, Варшавы, Ягеллонском университете в Кракове, в ежегодных летних школах народного пения, проводимых Люблинским Фондом «Мuzyka kresów», принимал и продолжает принимать активное участие в воспитании целой плеяды молодых украинских, белорусских, польских, российских, казахских и др. исследователей этнической музыки.
Благодаря активному участию в работе этномузыковедческих экспедиций на Северо-Западе России, Урале, в Карпатах, Киргизии, Узбекистане, Польше, Литве, Словакии, ряд которых был организован самим ученым, появилось более двухсот научных работ о музыке славян, балтов, вепсов, коми, марийцев, казахов, киргизов, тувинцев и других народов. Большинство из них опубликованы во многих странах мира и посвящены проблемам традиционного инструментализма, певческого исполнительства, композиции, импровизации, музыкального образования. Отдельные исследования были написаны также в соавторстве с известными этномузыковедами и инструментоведами Е. В. Гиппиусом, И. И. Земцовским, В. Е. Гусевым, Ю. Е. Бойко, Л. Н. Рыжковой.
Член Союзов композиторов России и Украины, председатель Программного совета Центра Духовной и Народной культуры Средне-Восточной Европы (г. Люблин), член Президиума Украинской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга, Игорь Мациевский удостоен званий Заслуженного деятеля искусств Украины, Заслуженного деятеля культуры Польши.
В своем очерке с многозначным названием: «Похвала универсализму, или о пользе общения с традицией: Hommage Игорю Мациевскому» доктор Хероним Граля отметил: «Писать об Игоре Мациевском, несмотря на всю его популярность (отнюдь не в единственной профессиональной области) и неоспоримые научно-музыкальные достижения, непросто. Основные биографические сведений можно без труда найти в различных музыкальных энциклопедиях и справочниках (в том числе, – в польской «Музыкальной энциклопедии», <добавим – в Украинской, Российской и Британской музыкальной энциклопедиях> но даже самый подробный перечень заслуг и успехов окажется неполным, оставляя за рамками целый каталог аспектов деятельности творца, ученого и педагога. Наконец, ни одна библиографическая справка не может передать всей глубины обаяния, обеспечивающего ему восторженное отношение целой плеяды коллег – музыкантов, исследователей и студентов, представителей других искусств и науки и даже политиков. Это действительно нечастое явление, когда на принадлежность своей культуре ученого и музыканта дружно претендуют украинцы и поляки, белорусы и русские…Хочу особо подчеркнуть слово «дружно», потому что не может быть и речи о выдвижении на первый план чьих-либо притязаний и удерживания этого выдающегося музыканта только для себя, для одного народа или культуры. Нет сомнений, что первопричина явления – личность самого художника, Гражданина Восточной Европы».