Валерий Кикта. Органные произведения


  • Год выпуска: 2003
Валерий Кикта. Органные произведения
Алексей Паршин и его ученики играют на органах Московской консерватории

«Корни творчества Валерия Кикты уходят далеко вглубь столетий. Они – в старинных церковных напевах, древнерусских былинах и богатейшем украинском эпосе. Круг образов его органной музыки необычайно широк: это евангельские сюжеты, древнегреческая мифология, пасторальные сцены, сказочные образы (как, например, Бурлеска из сюиты «Карпатские медитации»). Однако всё это мы можем найти и находим у других композиторов, как ушедших, так и ныне здравствующих. Классической же становится та музыка, авторы которой, воплощая образы, как бы пропускают их сквозь призму Вечности. Именно это очень явственно, очень ощутимо в творчестве Валерия Кикты. Его органные произведения напоминают звучащие фрески – та же звенящая очерченность линий, яркие контрасты, лучистость красок, порой очень напряжённых… Это движение в статике высокого эмоционального накала. Музыка Кикты энергоёмка и требует не только от исполнителя, но и от слушателя значительной энергии, но и подключённости и внутренней тишины. Тогда раскрывается всё её удивительное богатство и сила…» Алексей Паршин
Валерий Кикта (1941) родился на Украине. Его музыкальное образование началось в стенах Московского хорового училища, которым руководил А.& Свешников, и было продолжено в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе композиции у профессоров С. Богатырева и Т. Хренникова, а затем – по рекомендации Д. Шостаковича – в аспирантуре. Жанровый диапазон творчества композитора охватывает симфоническую, балетную (он автор одиннадцати балетов), хоровую, камерно-инструментальную и вокальную музыку. В. Кикта – Заслуженный деятель искусств России и Украины, профессор Московской консерватории, лауреат премии Мэрии Москвы и премии имени Д. Шостаковича; в 1999 г. ему вручён Диплом и Золотая Пушкинская медаль.
Органные произведения композитора, в которых самобытно претворяются традиции мирового классического наследия, уже давно стали репертуарными и опубликованы крупнейшими издательствами России и Германии. Музыка В. Кикты звучит в лучших концертных залах и соборах Европы – в России и на Украине, в Германии и Венгрии, а также во Франции, Великобритании, Голландии. Среди первых её исполнителей были Л. Ройзман, В. Тебенихин, Б. Романов, Н. Гуреева, Е. Прочакова, Н. Малина.
Запись компакт-диска осуществлена на органах Большого и Малого залов Московской консерватории Заслуженным артистом России, профессором Алексеем Паршиным и его учениками – Марианной Высоцкой (I премия Высшего интеррегионального конкурса органистов в Люксембурге), Константином Волостновым (II премия Международного конкурса в Опаве, Чехия, Премия Дугласа Мэя 22-го Международного конкурса в Сент Олбанс, Великобритания), Еленой Цыбко (специальная премия XII Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге), Юлией Пирожихиной (диплом «За высокое исполнительское мастерство» I Фестиваля органной и камерной музыки «Северный Орфей» в Кирове), Алексеем Шевченко (I премия II Международного конкурса имени Марчелло Галанти в Мондаино, Италия). В проекте также приняли участие солистка «Новой оперы», лауреат международного конкурса Ольга Ионова и лауреат международного конкурса флейтист Олег Сергеев. На диске представлены обновлённые редакции сочинений В. Кикты для органа, возникшие в результате плодотворного сотрудничества автора и исполнителей.
«Органные фрески» (1966) – три контрастные зарисовки, раскрывающие напряжённость глубинных человеческих эмоций, связанных с переживанием времени. Пять сцен «Орфея» (1968) воспроизводят мистику древнегреческого мифа в остродраматическом, экспрессивном ключе. Разноплановые части триптиха «Преображение» (1969) ассоциируются с одним кульминационных эпизодов Евангелия. Остродиссонантные «Вокализы» (1968) отличаются сменой разнохарактерных интонаций – от настойчиво-вопросительных, взволнованно-экзальтированных реплик первых двух частей к заключительному умиротворению. «Маленькие пасторали» (1971) – цикл миниатюр с преобладающим оттенком лёгкой грусти и печально-меланхолическим финалом. Виртуозный пятичастный цикл «Карпатские медитации» (1989) создан на основе подлинных мелодий западно-украинского фольклора из собрания писателя Ивана Франко. В вокальном триптихе «Из украинской архаики» (1989) использованы «набожные песни», записанные выдающимся фольклористом Климентом Квиткой в конце XIX – начале XX вв. Пьеса «Молитва» (2000) построена на вариационном развитии кантиленной темы из «Божественной литургии св. Иоанна Златоуста» В. Кикты (1994).
Елена Николаева, доцент, кандидат искусствоведения


Исполнители:  Марианна Высоцкая (орган) Алексей Паршин (орган) Юлия Пирожихина (орган) Константин Волостнов (орган) Елена Цыбко (орган) Алексей Шевченко (орган) Олег Сергеев (альтовая флейта) Ольга Ионова (сопрано)

Композиторы:  Валерий Кикта (р. 1941)



ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:

Валерий Кикта, органные произведения
Органные фрески, органная сюита № 1
Марианна Высоцкая (орган)
1.Хорал1.59
2.Пастораль2.17
3.Мадригал2.08
Орфей, органная сюита № 2
Алексей Паршин (орган)
4.Орфей в царстве смерти3.50
5.Неугомонная Гарпия1.24
6.Орфей с печальной тенью Эвридики3.17
7.Крик уходящей Эвридики и отчаяние Орфея2.11
8.Скорбящий Орфей взывает к богам3.00
Олег Сергеев (альтовая флейта)
Юлия Пирожихина (орган)
9.Молитва5.20
Преображение, органная сюита № 3
Константин Волостнов (орган)
10.Moderato3.36
11.Allegro1.57
12.Adagio4.30
Вокализы, органная сюита № 4
Ольга Ионова (сопрано)
Константин Волостнов (орган)
13.Tranquillo, intimo4.44
14.Allegretto passionato1.16
15.Moderato doloroso4.13
Маленькие пасторали, органная сюита № 5
Елена Цыбко (орган)
16.Andantino1.42
17.Adagio1.59
18.Allegretto1.25
19.Andante1.24
Из украинской архаики (слова народные)
Ольга Ионова (сопрано)
Юлия Пирожихина (орган)
20.Ой, доло ж там, доло3.13
21.Ой, по мосту золотому1.27
22.Святой Юрий3.31
Карпатские медитации, органная сюита № 6
Алексей Шевченко (орган)
23.Интродукция4.58
24.Этюд1.35
25.Наигрыш2.54
26.Бурлеска4.06
27.Гимн4.23
Орган Большого зала Московской консерватории (A. de Cavaillé-Coll, Paris, 1899) – 1–3, 9
Орган Малого зала Московской консерватории (Alexander Schuke, Potsdam, 1959) – 4–8, 10–27



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  live / studio:studio
формат:DDD
звукорежиссер:Владимир Копцов
монтаж и/или мастеринг:Руслана Орешникова
дизайнер, название используемых иллюстраций:Максим Компанеец
исполнительный продюсер:Евгений Платонов
копирайт и права (C) (P):Московская консерватория
общее время звучания:79.22
год издания:2003
место записи:Записано в Малом зале (1–3, 9) и Большом зале консерватории (4–8, 10–27)
дата записи:Записано 21, 27 ноября, 11 декабря в Малом зале и 25 декабря 2002 года в Большом зале консерватории
цена:54 руб. 08 коп.