Алексей Александрович Николаев – выпускник Московской консерватории, ученик В. Я. Шебалина. В консерватории преподает с 1958 года, с 1980 года – профессор кафедры сочинения. А. А. Николаев – активно работающий композитор. Им написано пять симфоний, восемь опер (среди них «Пир во время чумы» и «Граф Нулин» по Пушкину), ряд ораторий и кантат, множество камерных инструментальных сочинений, вокальных и хоровых циклов на стихи русских и зарубежных поэтов. Будучи воспитанником Московской композиторской школы, А. А. Николаев принципиально считает необходимым сохранять ее традиции и прививать своим ученикам уважение к творческому наследию.
За Пятую симфонию и цикл на стихи А. Твардовского А. А. Николаев был удостоен Государственной премии имени М. И. Глинки, за оперу «Граф Нулин» и Концерт для флейты – премии имени Д. Д. Шостаковича, за Концерт для двух фортепиано с оркестром – премии на Международном конкурсе имени С. С. Прокофьева.
Представленные на компакт-диске сочинения вошли в программы концертов, посвященных 70-летию композитора.
В опере «Последние дни» захотелось развить и обобщить идею Михаила Булгакова, написавшего свою пьесу о Пушкине без Пушкина, попробовать найти этой идее музыкальное воплощение. В опере все время пересекаются две временные координаты: проходит вся панихида по Пушкину в Конюшенной церкви, с одной стороны, а с другой в эту линию вторгаются разные эпизоды последней зимы жизни поэта. В опере оказалось довольно много симфонических эпизодов – эпических, лирических, гротескных. Из них сложилась пятичастная сюита, которая может достаточно убедительно прозвучать на концертной эстраде как самостоятельное произведение.
Симфонические этюды – 13 вариаций для оркестра. По форме это сочинение – двойные вариации, где параллельно развиваются два музыкально-поэтических ряда: статично-естественный и динамично-насильственный. Иначе говоря, все время сопоставляются сцены картинно-неподвижные, архаичные, и кинематографически движущиеся, сиюминутные. Причем этот второй ряд все время стремится навязать естественно складывающемуся строю жизни свой темп, свое понятие о том, что «правильно», что надо «улучшить», «переделать» и т. п. Короче, уют противостоит разорению, спокойствие – надрыву, естество – насилию. Таким образом, подтекст сочинения историко-публицистический. Эпизоды-вариации так или иначе оказываются связанными с главными и существенными этапами русской, советской и новейшей истории. Но в последней вариации, построенной на старинной мордовской народной песне, автор приходит к малоутешительному выводу о том, что ничто на наших бескрайних равнинах не перестроить, все зарастет травой, уж лучше все оставить в покое, чтобы все складывалось естественным путем.
Музыка Сонаты для флейты и фортепьяно – прощание с внезапно прервавшимся, почти десятилетним периодом счастливой жизни в деревне. Первая часть по настроению благодушна и лирична, в ней нет музыкальных контрастов, изредка возникает слышимая со стороны кукушка. Все настойчивее этот мотив звучит во второй части, музыка которой более глубокая и сосредоточенная. Третья часть – виртуозная тарантелла, и только в коде возвращаются настроения первой и второй частей. Заканчивается сочинение прерванным, удаляющимся призывом кукушки.
Исполнители: Симфонический оркестр Московской государственной консерватории. Дирижер Леонид Николаев (1–18), Ольга Ивушейкова, флейта (19–21), Александр Покидченко, фортепиано (19–21).
Композиторы: Алексей Николаев
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
Алексей Николаев. Избранные произведения | ||
Симфонические картины из оперы «Последние дни», по пьесе М. Булгакова (1986 г.) | ||
1. | 1. Вьюга | 3.30 |
2. | 2. Высочайший надзор | 3.23 |
3. | 3. Вальс | 6.32 |
4. | 4. Сплетни | 2.36 |
5. | 5. Последний путь | 4.35 |
Симфонические этюды – 13 вариаций для оркестра (1994) | ||
6. | Вариация 1 | 3.17 |
7. | Вариация 2 | 3.04 |
8. | Вариация 3 | 3.17 |
9. | Вариация 4 | 2.01 |
10. | Вариация 5 | 1.20 |
11. | Вариация 6 | 2.58 |
12. | Вариация 7 | 3.01 |
13. | Вариация 8 | 1.50 |
14. | Вариация 9 | 4.39 |
15. | Вариация 10 | 2.45 |
16. | Вариация 11 | 2.00 |
17. | Вариация 12 | 2.42 |
18. | Вариация 13 | 4.51 |
Соната для флейты и фортепиано (2000) | ||
19. | 1. Allegretto | 6.00 |
20. | 2. Andantino sostenuto | 4.40 |
21. | 3. Allegro molto | 4.58 |
Симфонический оркестр Московской государственной консерватории. Дирижер Леонид Николаев (1–18). Ольга Ивушейкова, флейта (19–21), Александр Покидченко, фортепиано (19–21). |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
live / studio: | live |
формат: | ADD |
звукорежиссер: | Александр Филиппов (1–18), Руслана Орешникова (19–21) |
монтаж и/или мастеринг: | Вера Парфенова |
дизайнер, название используемых иллюстраций: | Максим Компанеец |
исполнительный продюсер: | Евгений Платонов |
копирайт и права (C) (P): | Московская консерватория |
общее время звучания: | 73.59 |
год издания: | 2003 |
место записи: | Записи с концертов в Большом зале Московской консерватории (1–18) и в Малом зале Московской консерватории (19–21) |
дата записи: | 25 октября 2001 года (1–18) и 26 апреля 2001 года (19–21) |
цена: | 54 руб. 08 коп. |