Александр Бахчиев, Елена Сорокина, фортепианный дуэт. Шуберт, Куперен, Дебюсси, Подгайц, Рахманинов, Фильд, Майер, Глинка, Дворжак, Брамс
Произведения, записанные на этом диске, звучали в Рахманиновском зале Московской консерватории в 2002 году. Стремясь передать атмосферу, царящую на концертах Елены Сорокиной и Александра Бахчиева, мы сохранили «живое дыхание» зала и аплодисменты.
Программу открывает одно из самых великих творений Шуберта – Фантазия фа минор, ор. 103, сочиненная им в 1828 году за несколько месяцев до смерти. Одночастная композиция Фантазии включает четыре раздела, аналогичные четырем частям сонатно-симфонического цикла: лирико-драматическое Allegro moderate; Largo, величественное как своды готического собора; скерцозное Allegro vivace и полифонический финал. Исповедальный тон произведения дает почувствовать тема-эпиграф, которая не раз возвращается и завершает Фантазию.
В творческой биографии исполнителей Фантазия Шуберта занимает особое место. Она звучала в их первом концерте весной 1968 года; в день двухсотлетия Шуберта 31 января 1997 года она завершала уникальный цикл из восьми программ «Все дуэты Шуберта»; много раз она исполнялась в странах Старого и Нового света.
Другую часть программы составляют сочинения малых форм композиторов Франции, России, Чехии и Германии. Самое раннее создано в начале XVIII столетия – «Мюзет» Куперена, «очаровательный образец грации и естественности» (Клод Дебюсси). Последнее по времени – «Танцующий эльф» Подгайца: подарок выдающегося композитора XX века Елене Сорокиной ко дню ее рождения 6 апреля 2000 года.
Музыка России представлена композиторами «золотого века»: это жившие в Петербурге первых десятилетий XIX века Джон Фильд, Шарль Майер и их великий ученик Михаил Глинка. Изданные в Петербурге в 1808 году Вариации Фильда на тему песни «Чем тебя я огорчила», как и лирический «Ноктюрн» Майера, воссоздают обстановку музицирования в салонах Петербурга карамзинской и пушкинской поры. «Серебряный век» русской культуры оживает в дуэтных пьесах молодого Сергея Рахманинова, написанных в Ивановке весной 1894 года.
Нельзя не заметить, что большинство произведений малых форм – танцы. «Мюзет» Куперена и «Менуэт» Дебюсси, «Танцующий эльф» Подгайца и «Вальс» Рахманинова, «Экспромт в форме галопа» Глинки, танцы Дворжака и Брамса. Завершающие программу диска «Славянские танцы» Дворжака и «Венгерские танцы» Брамса недаром завоевали мировую славу. Их музыка захватывает слушателей любой аудитории.
Доктор искусствоведения, профессор Елена Сорокина
*** «Золотой дуэт России» – так уже много лет называют фортепианный ансамбль замечательных музыкантов, профессоров Московской консерватории им. П. И. Чайковского, Заслуженного деятеля искусств России Елены Геннадьевны Сорокиной и Заслуженного артиста России Александра Георгиевича Бахчиева.
2003 год для музыкантов юбилейный. Весной 1968 года впервые они выступили вместе, и с тех пор, вот уже 35 лет продолжается их творчески активная, насыщенная исполнительская деятельность. Александру Бахчиеву и Елене Сорокиной принадлежит первенство в возрождении интереса российских любителей, исполнителей и композиторов к игре в четыре руки. Их огромный репертуар включает большинство произведений, когда-либо написанных для одного фортепиано в четыре руки и для двух фортепиано. Ими записано свыше 30 пластинок и компакт-дисков.
Елена Сорокина – пианистка и музыковед, доктор искусствоведения. Она – автор монографии «Фортепианный дуэт. История жанра». В настоящее время – проректор по научной и творческой работе и заведующая кафедрой истории русской музыки Московской консерватории. Александр Бахчиев – лауреат Третьего Международного Фестиваля молодежи и студентов в Берлине, более сорока лет концертирует как солист и ансамблист. Он записал более 60 пластинок и компакт-дисков, представляющих широчайший репертуар – от музыки барокко до современных сочинений. Ему посвящены многие произведения современных композиторов, включая Концерт Introitus Софии Губайдулиной.
Сорокина и Бахчиев – прославленный дуэт, концертирующий во многих городах России, Западной Европы, США, Канады, Израиля и Японии. Им посвящены многочисленные произведения, написанные российскими композиторами Е. Подгайцем, Г. Фридом, И. Манукян, английским композитором Т. Муром и многими другими. В 1990 году Александр Бахчиев и Елена Сорокина был и избраны Президентами Общенациональной ассоциации фортепианных дуэтов.
Исполнители: Александр Бахчиев, Елена Сорокина
Композиторы: Ф. Шуберт (1797–1828) Ф. Куперен (1668–1733) К. Дебюсси (1862–1918) Е. И. Подгайц (р. 1949) С. В. Рахманинов (1873–1943) Д. Фильд (1782–1837) Ш. Майер (1799–1862) М. И. Глинка (1804–1857) А. Дворжак (1841–1904) Й. Брамс (1833–1897)
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
Ф. Шуберт (1797–1828) | ||
1. | Фантазия фа минор, ор. 103, D. 940 | 18.06 |
Ф. Куперен (1668–1733) | ||
2. | Muséte de Taverni | 3.05 |
К. Дебюсси (1862–1918) | ||
Из «Маленькой сюиты»: | ||
3. | № 3 Менуэт | 2.46 |
Е. И. Подгайц (р. 1949) | ||
4. | «Танцующий эльф», ор. 157bis | 3.47 |
С. В. Рахманинов (1873–1943) | ||
5. | Русская песня, ор. 11 № 3 | 4.43 |
6. | Баркарола, ор. 11 № 1 | 5.30 |
7. | Вальс, ор. 11 № 4 | 4.01 |
Д. Фильд (1782–1837) | ||
8. | Вариации на русскую тему | 4.38 |
Ш. Майер (1799–1862) | ||
9. | Ноктюрн № 3 ми мажор | 4.08 |
М. И. Глинка (1804–1857) | ||
10. | Экспромт в форме галопа на тему из оперы Доницетти «Любовный напиток» | 3.17 |
А. Дворжак (1841–1904) | ||
Славянские танцы, ор. 72: | ||
11. | № 2 ми минор (Allegretto grazioso) | 4.18 |
12. | № 1 си мажор (Molto vivace) | 4.33 |
Й. Брамс (1833–1897) | ||
Венгерские танцы: | ||
13. | № 4 фа минор (Poco sostenuto) | 4.35 |
14. | № 17 фа-диез минор (Andantino) | 3.01 |
15. | № 13 ре мажор (Andantino grazioso) | 1.18 |
16. | № 1 соль минор (Allegro molto) | 3.43 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
live / studio: | live |
формат: | ADD |
звукорежиссер: | Дмитрий Смирнов, Андрей Андрианов |
монтаж и/или мастеринг: | Надежда Ульянова |
инженер: | Редактор – Евгений Платонов |
дизайнер, название используемых иллюстраций: | Максим Компанеец |
копирайт и права (C) (P): | Московская консерватория |
общее время звучания: | 75.29 |
год издания: | 2003 |
место записи: | Запись с концерта в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории |
дата записи: | 15 января (2–10) и 31 октября (1) 2002 года |
цена: | 54 руб. 08 коп. |