Новые портреты в классе №35
6 апреля 2010 г. | Главное
6 апреля в классе №35 состоялось Открытое заседание композиторского факультета Московской консерватории, которое было приурочено ко дню рождения великого русского композитора Эдисона Денисова.
На заседании присутствовали ректор, профессор А. С. Соколов, проректор по учебной работе, профессор Л. Е. Слуцкая, проректор по научной и творческой работе профессор К. В. Зенкин, Председатель Союза композиторов Москвы О. Б. Галахов, педагоги композиторского факультета, сотрудники и студенты Консерватории.
Торжественным моментом Открытого заседания стало размещение на стенах класса №35 новых портретов — Эдисона Денисова и Альфреда Шнитке.
С теплой речью на мероприятии выступила профессор, доктор искусствоведения Галина Владимировна Григорьева, которая отметила, что «перешагнув порог класса №35, невольно замечаешь, что тебя буквально «обступают» портреты композиторов, размещенные на стенах: здесь и Николай Мясковский и Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян и Анатолий Александров, Дмитрий Кабалевский и Тихон Хренников, Сергей Баласанян и Михаил Чулаки…Тут же их коллеги следующего поколения - Николай Сидельников, Александр Пирумов. Теперь к ним присоединились Эдисон Денисов и Альфред Шнитке, композиторы, никогда не преподававшие в этом классе и в прошлые годы нередко конфликтовавшие со «старшими»…
Но Время, История — великие примирители, и теперь уже не важно, что Эдисон Денисов и Альфред Шнитке не были востребованы кафедрой композиции при жизни (Денисов лишь незадолго до смерти был приглашен туда профессором). Сейчас оба композитора заняли среди портретов достойное место, ибо через их руки преподавателей инструментовки и чтения партитур прошло не одно поколение студентов-композиторов; постижение секретов оркестровки происходило вкупе с секретами сложнейшей композиторской техники, и можно с уверенностью говорить о том, что молодежь таким образом, в «обход кафедры» обучалась и современной композиции. Эдисон Денисов, помимо обязательных часов в консерватории, занимался со студентами дома; по субботам в его кабинете собиралась многочисленная молодая публика, анализировались и прослушивались мало или совсем не известные произведения, возникали споры и разного рода интересные разговоры. Портреты Денисова и Шнитке, думается, не случайно помещены симметрично к портрету Дмитрия Шостаковича; как известно, именно Шостакович когда-то прислал Денисову письмо в ответ на его вопрос, стоит ли ему заниматься сочинением музыки с советом сделать это непременно. А Шнитке же теперь вошел в историю отечественной музыки как завершитель великой симфонической традиции Шостаковича…».