Международная научная конференция «С. С. Прокофьев в современном мире»

27 апреля 2011 г. - 30 апреля 2011 г. | Конференции

Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Научно-исследовательский центр «Наследие» при кафедре истории русской музыки

 «С. С. Прокофьев в современном мире»

К 120-летию со дня рождения

Международная научная конференция

27 апреля — 30 апреля 2011 года 


Буклет конференции (PDF, 7565 Kb)

ПРОГРАММА

27 апреля. Конференц-зал Московской консерватории

11.00

Начало заседания. Открытие конференции

Приветственное слово

  • Председатель оргкомитета конференции, ректор Московской консерватории, профессор А. С. Соколов
  • Председатель оргкомитета конференции, директор Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки, М. А. Брызгалов

Заседания ведут кандидат искусствоведения, проф. Е. С. Власова, кандидат искусствоведения, зам. директора ГЦММК им. М. И. Глинки по научной работе И. А. Медведева

I. С. С. Прокофьев и мир искусства

  • Бёрд Роберт (Чикагский университет, США)
    Прокофьев и конец русской поэзии
  • Вишневецкий Игорь Георгиевич (Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Москва)
    К современной интерпретации биографии С. С. Прокофьева

12.00

  • Савенко Светлана Ильинична (Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского)
    С. С. Прокофьев «Семеро их»
  • Зайцева Татьяна Андреевна (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова)
    В поисках нового пианистического стиля. Балакирев и Прокофьев
  • Савкина Наталья Павловна (Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского)
    «Мне не пиши, не стоит». С.  Прокофьев и репрессии в СССР 1920-х годов.

13.00

  • Валькова Вера Борисовна (Российская Академия музыки имени Гнесиных)
    Модель «большой русской симфонии» в творчестве С. С. Прокофьева
  • Цукер Анатолий Моисеевич (Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова)
    Сергей Прокофьев. Между моцартианством и соцреализмом
  • Кузнецов Игорь Константинович (Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского)
    «Золушка» в музыкальной системе С. С. Прокофьева

14.00–15.00 Перерыв

15.00

  • Зук Патрик (Даремский университет, Великобритания)
    Некоторые размышления о стилистическом развитии Н. Я. Мясковского после 1932 года
  • Джентри Анна Уиллер (Университет штата Аризона)
    Американские песни Вернона Дюка
  • Горячих Владимир Владимирович (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова)
    Прокофьев в работах Е. А. Ручьевской

16.00

  • Почётный гость конференции Геннадий Николаевич Рождественский

Вечерний концерт

Концертный зал имени Н. Я. Мясковского Московской консерватории
(ул. Большая Никитская, д. 13/6, учебный корпус № 2 (Белый зал), второй этаж)
Начало в 19.00

Фестиваль «Солнце и Музыка — одно и то же»
К 120-летию со дня рождения С. С. Прокофьева

Диана Пасько (скрипка)
Александр Рамм (виолончель)
Анна Уиллер Джентри (сопрано)
Нина Коган (фортепиано)
Анна Одинцова (фортепиано)
Алексей Сканави (фортепиано)

В программе:

Н. Мясковский. Соната для виолончели и фортепиано № 2 ля минор, соч. 81
И. Стравинский
. Дивертисмент. Сочинение 1928-34 годов. Обработка для скрипки и фортепиано автора и С. Душкина. Ред. Б. Гольдштейна
С. Прокофьев. Вальс из балета «Золушка». Переложение для скрипки и фортепиано М. Фихтенгольца.
Вернон Дюк
(В. Дукельский). Американские песни. Для голоса и фортепиано.


28 апреля. Московская консерватория

(продолжение заседаний конференции)

Заседания ведут доктор искусствоведения, проф. С. И. Савенко, доктор искусствоведения, проф. А. М. Цукер

10.30–12.00

  • Брезгин Олег Петрович (Культурный благотворительный фонд «Дом Дягилева», Пермь)
    С. П. Дягилев и путешествие С. С. Прокофьева в Италию
  • Жабинский Константин Анатольевич (Ростов-на-Дону)
    Прокофьев и Пуленк. К истории одного посвящения
  • Дулова Екатерина Николаевна (Белорусская государственная академия музыки, Минск)
    Музыка в балетном театре Прокофьева: стиль сквозь время
  • Бартиг Кевин (Мичиганский университет, США)
    «Пиковая дама» Прокофьева и пушкинский юбилей 1937 года

12.00

II. С. С. Прокофьев и его современники

  • Муравлев Юрий Алексеевич (Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского)
    Воспоминания о встречах с Прокофьевым
  • Хачатурян Карен Суренович (Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского)
    Мысли о Прокофьеве

13.00

  • Якубов Манашир Абрамович (Издательство DSCH, Москва)
    С. С. Прокофьев в Японии. Отречение от футуризма
  • Фролова-Уокер Марина (Кембриджский университет, Великобритания)
    Эффект присутствия. Сергей Прокофьев в России 1920-х годов
  • Юзефович Виктор Аронович
    «Спасибо маэстре: не посрамил земли скифской!». Переписка С. С. Прокофьева с С. А. и Н. К. Кусевицкими

14.00–15.00 Перерыв

15.00

  • Рахманова Марина Павловна (Государственный институт искусствознания, Москва)
    Творчество Прокофьева в восприятии современников. Георгий Горчаков
  • Баева Алла Александровна (Государственный институт искусствознания, Москва)
    Опера XX века: Стравинский и Прокофьев
  • Воробьев Игорь Станиславович (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова)
    С. С. Прокофьев и соцреалистическая парадигма (освещение творчества композитора в журнале «Советская музыка» 1930-х начала 1950-х годов)

Вечерний концерт

ГЦММК им. М. И. Глинки. Музей-квартира С. С. Прокофьева
(Камергерский пер., 6)
Начало в 19.00

Фестиваль «Солнце и Музыка — одно и то же»
К 120-летию со дня рождения С. С. Прокофьева

Светлана Абзалова (сопрано)
Дмитрий Иванчей (тенор)
Сергей Спиридонов (тенор)
Александр Наумов (бас)
Алексей Сканави (фортепиано)
Фёдор Землеруб (виолончель)
Анастасия Соколова (фортепиано)

В программе:

С. Прокофьев. Соната для виолончели и фортепиано C-dur, op. 119
С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам». Переложение для виолончели и фортепиано
Н. Мясковский. Шесть романсов на сл. Р. Бёрнса и М. Мендельсон-Прокофьевой, соч. 72
С. Прокофьев. «Далёкие моря», первая картина неоконченной оперы по комедии В. Дыховичного


29 апреля. ГЦММК

(продолжение заседаний конференции)

Заседания ведут доктор искусствоведения М. П. Рахманова, проф. С. Моррисон

10.30–12.00

  • Ромащук Инна Михайловна (Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова, Москва)
    «Бежин луг». Из архива Г. Н. Попова
  • Медведева Ирина Андреевна (Государственный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Москва)
    Переписка С. С. Прокофьева и С. И. Шлифштейна
  • Щербакова Мария Николаевна (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А.  Римского-Корсакова)
    Из эпистолярного наследия С.  С.  Прокофьева: 1910-1930-е годы
  • Кривцова Елена Владимировна (Государственный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Москва)
    Документы «без места, без даты» в фонде Сергея Прокофьева (по материалам ГЦММК имени М. И. Глинки)

12.00 

  • Клейман Наум Ихильевич (Государственный центральный музей кино, Москва)
    Пушкинское начало в творчестве Эйзенштейна и Прокофьева
  • Райскин Иосиф Генрихович (Союза композиторов Санкт-Петербурга, газета «Мариинский театр»)
    Оперный цикл Прокофьева на Мариинской сцене
  • Кривицкая Евгения Давидовна (Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского)
    Прокофьев и Самосуд (по архивным фондам)

13.00 

  • Барсова Людмила Григорьевна (Государственная академия театрального искусства, Санкт-Петербург)
    Восприятие советской музыки в послевоенной Праге: И. И. Лапшин о С. С. Прокофьеве
  • Зинкевич Елена Сергеевна (Национальная музыкальная академия имени П. И. Чайковского, Киев)
    «Дразнить гусей» по-прокофьевски (симфонические дебюты В. Сильвестрова и Е. Станковича)
  • Гаврилова Вера Сергеевна (Институт искусств имени П. А. Серебрякова, Волгоград)
    «Пять стихотворений Анны Ахматовой» для голоса с фортепиано. Опыт семантического анализа.

14.00–15.00 Перерыв  

15.00

  • Перхин Владимир Васильевич (Санкт-Петербургский государственный университет)
    О работе С. С. Прокофьева над балетом «Золушка» (по материалам писем к Е. М. Радину [1940 – 1946])
  • Мироненко Елена Сергеевна (Академия музыки, театра и изобразительных искусств, Кишинев)
    Сергей Прокофьев и Молдова: творческие и биографические связи
  • Орлов Владимир (Кембридж, Великобритания)
    «Потом он разучился плакать…» Возникновение художественной традиции «детей Холокоста» в «Балладе о мальчике, оставшемся неизвестным»

Вечерний концерт

ГЦММК им. М. И. Глинки. Музей-квартира С. С. Прокофьева
(Камергерский пер., д. 6)
Начало в 19.00

Фестиваль «Солнце и Музыка — одно и то же»
К 120-летию со дня рождения С. С. Прокофьева

Камерная музыка Сергея Прокофьева и его современников

Б. Асафьев «Дифирамб великому городу» для фортепиано
С. Прокофьев Соната для скрипки соло, op. 115
Б. Асафьев Арии для виолончели и фортепиано
С. Прокофьев Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса, op. 39

Даниил Екимовский (фортепиано)
Надежда Гребенникова (виолончель)

Ансамбль «XX ВЕК» в составе:

Мария Ходина (скрипка) — художественный руководитель
Анастасия Табанкова (гобой)
Дарья Ахметгареева (кларнет)
Вячеслав Гребенников (альт)
Евгений Синицын (контрабас)


30 апреля. ГЦММК

Заседания ведет доктор искусствоведения проф. И. М. Ромащук

10.30–12.00

III. С. С. Прокофьев и игра

  • Войцицкая Екатерина Александровна (Национальная музыкальная академия имени П. И. Чайковского, Киев)
    О гипертекстовых свойствах советики Прокофьева
  • Королёва Анна Валентиновна (Институт искусств имени П. А. Серебрякова, Волгоград)
    Жанровая семантика в детском репертуаре Стравинского и Прокофьева
  • Хаит Юлия Геннадьевна (Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Москва)
    Неосуществлённые кинопроекты Прокофьева
  • Петухова Светлана Анатольевна (Государственный институт искусствознания, Москва)
    С. С. Прокофьев. Инструментальное творчество последних лет

12.00 

  • Кондаков Игорь Вадимович (Российский государственный гуманитарный университет, Москва)
    Принцип бинарности в творчестве С. Прокофьева
  • Левая Тамара Николаевна (Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки)
    Метафизика Игры в ранних операх Прокофьева
  • Рыбин Владимир Александрович (Челябинский государственный университет)
    «Гармония света» в творчестве Прокофьева

13.00 

  • Соломонова Ольга Борисовна (Национальная музыкальная академия имени П. И. Чайковского, Киев)
    «Шутки шутить — дело нешуточное» (о принципе интонационно-семантической диверсии в музыке С. Прокофьева)
  • Лобачёва Надежда Александровна (Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского)
    Незавершённые оперные замыслы С. С. Прокофьева
  • Власова Екатерина Сергеевна (Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского)
    «Мальчику 11 лет. Он очень способен ко всему…»: 1902 и 1903 годы в жизни Р. М. Глиэра и С. С. Прокофьева

14.00–15.00 Перерыв  

15.00

  • Шапошников Михаил Борисович (Музей «Серебряного века», Москва)
    Отражение музыки в поэзии Серебряного века
  • Моррисон Саймон (Принстонский университет, США)
    Лина. Американская юность

18.00 ГЦММК

Просмотр фильма «Джульетта и Ромео»

Государственный академический театр Классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва в содружестве со студией «Кино и музыка» (Россия, 1993 год). Дирижёр — В. А. Понькин, режиссёры — Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв, автор текста — Ю. М. Нагибин, режиссёр пролога и антрактов — В. М. Горрикер, комментарии — О. С. Прокофьева. Съёмки в Вероне осуществлены при участии итальянской фирмы SACIS.

Почётные гости конференции — Наталия Дмитриевна Касаткина, Владимир Юдич Василёв и Владимир Михайлович Горрикер


В дни конференции будут проводиться:

Выставки:

  • «Сергей Прокофьев. Страницы жизни»
    ГЦММК им. М. И. Глинки. Музей-квартира С. С. Прокофьева (Камергерский пер., 6)
  • «В поисках жанра. Музыкальный театр Сергея Прокофьева»
    ГЦММК им. М. И. Глинки (ул. Фадеева, 4)

Концерты:

В рамках фестиваля «Солнце и Музыка — одно и то же». К 120-летию со дня рождения С. С. Прокофьева

  • 26 апреля, вторник, 19.00
    ГЦММК Прокофьевский зал

Н. Набоков, В. Дукельский, И. Стравинский, С. Прокофьев
Три музыкальных премьеры (из фонда Музея музыкальной культуры)

Артем Ляхович (фортепиано, Киев)
Алина Романова (фортепиано, Киев)

  • 27 апреля, среда, 19.00
    ГЦММК Прокофьевский зал

С. Прокофьев
«Мимолётности», ор. 22 (переложение для квартета Р. Баршая)
Квартет № 2 (на кабардинские темы), ор. 92
Увертюра на еврейские темы для кларнета, 2 скрипок, альта, виолончели и фортепиано, ор. 34

Лауреат международных конкурсов
«Романтик – Квартет» в составе:

Владислав Народицкий (скрипка)
Михаил Болховитин (скрипка)
Андрей Усов (альт)
Сергей Асташонок (виолончель)

В концерте принимают участие:

Лауреат международных конкурсов
Михаил Безносов (кларнет)

Сергей Воронов (фортепиано)


Ссылки


Игорь Кузнецов

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации