События совместного проекта Московской консерватории и Петербургской филармонии

2 июля 2024 г. - 4 июля 2024 г. | Партнерство

2 и 4 июля Малый зал Петербургской филармонии принял три события совместного проекта Московской консерватории и Петербургской филармонии: студенты и ассистенты-стажеры Факультета исторического и современного исполнительского искусства представили в роскошных интерьерах бывшего Дома Энгельгардта музыку Ренессанса и барокко. Участие во всех событиях — двух концертах традиционного формата и концерте–беседе — принял известный музыковед, специалист в области истории старинной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.

Проект ознаменовал начало сотрудничества Петербургской филармонии и Московской консерватории: Соглашение, закрепляющее это сотрудничество, было подписано и. о. ректора Московской консерватории Александром Соколовым и директором Петербургской филармонии Ильей Черкасовым 25 июня.

«Сочетание великолепных интерьеров Дома Энгельгардта и старинной музыки, которую исполняют лучшие студенты Факультета исторического исполнительства, — важные составляющие нашего проекта, — рассказывает Роман Насонов. — Это первая ласточка, начало долгосрочного сотрудничества Петербургской филармонии и Московской консерватории, двух старинных и уважаемых российских культурных институций. В Москве, конечно, тоже немало замечательных исторических зданий и роскошных интерьеров, но такой красоты как в Малом зале Петербургской филармонии всё-таки не так много. Думаю, что именно в этих пространствах погружение в красоты старинной музыки особенно уместно».

Поздним вечером 2 июля в Малом зале филармонии танцевальная музыка XVI–XVII веков в исполнении Консорта блокфлейт Московской консерватории чередовалась с сольными пьесами для клавесина в исполнении Ирины Красной. Мелодии из разных европейских стран – итальянские, французские, английские, немецкие — прозвучали в изысканных аранжировках. На сцене зрители увидели образцы исторического танца в исполнении Светланы Зверевой, в заключительной части концерта музыканты представили «академический» репертуар — инструментальные пьесы Генделя, Локателли. Слушатели могли убедиться, что скромная блокфлейта в умелых руках становится виртуозным инструментом — об этом свидетельствовали овации, которых удостоились переложения пьес Ф. Куперена в интерпретации Маргариты Канашкиной. А на бис художественный руководитель ансамбля Алексей Шеин порадовал публику блестящими пассажами в Бранле Я. ван Эйка.

Программа 4 июля («Барочная практика») состояла из двух частей: дневной концерт–беседа «Французская увертюра» и поздневечерний «Итальянский концерт». Перед началом первого мероприятия, прошедшего в Красном фойе Малого зала, Роман Насонов осветил культурно–исторический контекст формирования двух больших национальных стилей в музыке барокко. Прозвучавшие далее произведения Маре, Ф. Франкёра и Клерамбо предварялись экскурсами в особенности барочной практики, с которыми выступили соответственно Рене Строжевская (сменившая блокфлейту на виолу да гамба), клавесинистка Ульяна Ловчикова и певица Мария Ладыгина. Интерпретация всех сочинений, в том числе такого большого и сложного ансамбля, как сольная кантата Клерамбо «Орфей», отличалась прекрасным качеством и вкусом.

Необычайно увлекательным оказался заключительный «номер» программы — ток-шоу с участниками проекта. Такой жанр стал «пробой пера» в практике Петербургской филармонии. Студенты поведали множество увлекательных подробностей о происхождении своих инструментов и особенностях их использования, рассказали жизненные истории, благодаря которым избрали старинную музыку своей профессией; состоялся откровенный разговор о том, каковы перспективы барочного музыканта в нашей стране и какие жизненные стратегии приходится избирать для того, чтобы сохранить верность любимому делу. Благодаря эмпатии петербургской публики и интересным вопросам из зала беседа продлилась почти час (вместо запланированных 20 минут). «Для нас принципиально важна не только собственно музыкальная составляющая проекта, но и именно историко-просветительская. Возможность «обратной связи» — диалога исполнителей с публикой — дает редкую возможность культурологического сотворчества», — подчеркнула заместитель директора Филармонии Юлия Кантор. Она также отметила, что такого рода взаимодействие музыкантов и аудитории позволяет привлечь к старинной музыке, а значит, — и увлечь историей, молодежь.

 

Вечерняя программа — «Итальянский концерт» — была выдержана в традиционном формате, прозвучали сочинения Генделя, Вивальди, А. Скарлатти, Бибера и других композиторов: инструментальные сонаты и сюиты для разных составов чередовались с барочным вокалом. Об успехе предшествующей части фестиваля свидетельствовало отсутствие в зале свободных мест – энтузиазм публики подогревало эмоциональное вступительное слово Романа Насонова. Далее ведущий передал микрофон автору концепции этого вечера Ульяне Ловчиковой, которая кратко и содержательно анонсировала номера.

Основу концерта составил дуэт Ловчиковой и скрипачки Кристины Тахи, покорившей публику свободным, страстным и стилистическим тонким исполнением разнообразного репертуара. В заключительном номере, Трио-сонате соль мажор Генделя, французская и итальянская манера пришли к согласию, а к героиням вечера присоединились участники всех трех частей фестиваля — Рене Строжевская с гамбой и Сергей Насонов с траверс-флейтой.

Особенно тепло публика приветствовала вокальные номера — кантату Генделя и арию из кантаты А. Скарлатти — в интеллигентной интерпретации Марии Ладыгиной. Досрочным бисом и виртуозной вершиной концерта стало сольное выступление Ульяной Ловчиковой — с переложением арии из оперы Генделя «Ринальдо». По словам Ульяны, знакомство с подобными пьесами помогает ей вырабатывать собственную, стремящуюся к максимальной исторической достоверности манеру импровизации континуо — наука и музыкальная практика в барочном исполнительстве идут рука об руку.

Выступления молодых артистов были встречены с большим энтузиазмом отзывчивой петербургской публикой. В свою очередь, участники концертов от всей души благодарят администрацию филармонии и всех трудившихся над проектом сотрудников за возможность показать свое мастерство. Приведем в заключение их слова.

Кристина Таха: «Замечательный фестиваль «Барокко в белые ночи» запомнится мне чуткой и интересующейся публикой, невероятным отношением Филармонии к музыкантам (что достойно особой благодарности!), возможностью поиграть любимые сочинения в прекрасном зале. Расцениваю это важное для моей артистической карьеры событие как настоящий праздник искусства!».

Ульяна Ловчикова: «Я очень рада, что администрация Филармонии проявила интерес к барочному репертуару и аутентичному методу исполнения музыки этой эпохи, предоставила свободу выбора концепции и конкретных сочинений. Исторически информированное исполнительство продолжает развиваться, распространяться, оказывать влияние и на слушательское восприятие, и на профессиональных музыкантов. Можно смело заявить, что проект, воплощенный в Малом зале, стал новым этапом в его российской истории. Именно здесь репертуар XVII и XVIII веков звучит особенно естественно. Для меня рассказывать об исполняемых произведениях и выступать в Филармонии — большая радость и честь. Годы учебы на ФИСИИ Московской консерватории позволили подойти к реализации проекта профессионально, с аутентичной стороны, отчего я чувствую себя счастливой. Очень интересно было познакомиться с публикой Петербурга и встретить теплый, воодушевляющий прием!».