Клавирная музыка XIV-XVI веков: история, теория, практика

25 марта 2026 г. | Курсы

Формат курса: онлайн.
Курс ведёт доцент Дмитриева Е. О. 

Аннотация

Цель курса — овладение основами музыкально-исполнительской грамотности в области раннего клавирного (и шире — любого раннего) репертуара для максимально достоверной его интерпретации. В связи с этим одна из главных задач курса — воссоздание контекста существования ранней музыки для многоголосных инструментов путем изучения подлинных свидетельств прежних эпох словно бы глазами современников этих свидетельств. Для выполнения этой задачи необходимо постоянно осуществлять своего рода перевод «со старинного на современный» язык: это касается как непривычных, а порой и неизвестных нам смыслов музыкальных понятий, терминов и явлений прошлого, так и реконструкции исчезнувших музыкальных реалий минувших времен. С этого ракурса подробно и по возможности всесторонне будет рассмотрен ряд важнейших свидетельств и источников ранней клавирной музыки — рукописей, старинных изданий и музыкальных руководств. В круг изучения будут вовлечены такие источники, как руководства К. Паумана и Х. Бухнера, А. Шлика, Э. де Кабанильеса, Т. де Санта Мария, Л. да Милана, Х. Бермудо, Л. В. де Энестросы, Ф. К. де Араухо, А. Банкьери, Дж. Дируты, Т. Морли, Н. Вичентино и др. — наряду со старинными рукописями и изданиями музыки как с атрибуцией конкретным авторам, так и анонимной. Курс коснется вопросов конструкции, звучания, особенностей и разновидностей ранних клавишных инструментов, вопросов репертуара, применения многоголосных инструментов, старинных способов нотации и нотопечатания, роли риторики и темпераций, техник композиции и импровизации, а также вопросов интерпретации музыки отдельных авторов и регионов.

Курс предназначен для органистов, клавесинистов и пианистов, а также для музыкантов всех специальностей, исполняющих ранний репертуар либо глубоко интересующихся им.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  • 1. Ранние клавирные инструменты. Орган до XVI века, разновидности, особенности конструкции, применение. Клавикорд. Появление клавесина.
  • 2. Источники клавирной музыки XIV—XV (по 70-е годы) веков: нотация, репертуар. Вопросы фактуры и исполнения. Вопросы адаптации для клавишных инструментов ранних источников без указания исполнительского состава.
  • 3. Австро-южнонемецкие источники клавирной музыки конца XV — 1-й половины XVI века: нотация, репертуар, круг авторов. Инструменты. Вопросы фактуры и исполнения.
  • 4. Итальянские клавирные источники первой половины XVI века: нотация, репертуар, круг авторов, издатели, способы печати. Инструменты. Вопросы интерпретации.
  • 5. Испанские источники и руководства по игре на многоголосных инструментах XVI — начала XVII веков: нотации, особенности, репертуар, круг авторов. Инструменты.
  • 6. Испанские источники и руководства по игре на многоголосных инструментах XVI — начала XVII веков: глосы. Вопросы интерпретации.
  • 7. Клавирные полифонические жанры в XVI — первой половине XVII веков: генезис, риторическая подоплека, техники композиции. Некоторые вопросы интерпретации. Бассо континуо, «первая» и «вторая практика».
  • 8. Итальянские клавирные источники второй половины XVI — первых десятилетий XVII веков: нотация, издатели, репертуар, авторы. Итальянская клавесинная токката. Микрохроматические инструменты. Некоторые вопросы интерпретации. Трактат Дж. Дируты «Трансильванец» — руководство по органной игре и импровизации.
  • 9. Органная музыка в Англии до и после Реформации. Английские вёрджиналисты. Инструменты. Источники, нотация, репертуар. Вопросы клавирной фактуры. Некоторые вопросы интерпретации.
  • 10. Источники клавирной музыки Я. П. Свелинка и мастеров североевропейской традиции: репертуар, нотация. Инструменты. Вопросы интерпретации.
  • 11. Исторические темперации и их применение в клавирной музыке.
  • 12. Векторы музыкальных аффектов. Инструменты анализа нотных и теоретических источников

ЛИТЕРАТУРА

  • 1. Алексеев А. Из истории фортепианной педагогики. — Киев, 1974.
  • 2. Арнонкур Н. Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди. — М., Классика-XXI, 2005.
  • 3. Барсова И. Очерки по истории нотации. — М., 1997.
  • 4. Бейшлаг А. Орнаментика в музыке. — М., 1978.
  • 5. Браудо И. Артикуляция. — Л., 1961.
  • 6. Бурундуковская Е. Органно-клавирная культура Италии конца XVI — первой половины XVII века. — Казань, КГК, 2007.
  • 7. Вирдунг С. Трактат о музыке (1511 г.). Пер. и коммент. М. Толстобровой. — Early Music Publishing House, СПб, 2004.
  • 8. Волконский А. Основы темперации. — М., 2003
  • 9. Гервер Л. «Инганно» в полифонии Фрескобальди/ Музыка и время. С. 29—31. — М., 2012, № 2.
  • 10. Гервер Л. Инганни в «Capriccio sopra Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La» и «Capriccio sopra La, Sol, Fa, Mi, Re, Ut» Джироламо Фрескобальди/ Научный вестник Московской консерватории. С. 116—127. — М., МГК, 2013, № 1. http://nv.mosconsv.ru/wp-content/media/Gerver_2013_1.pdf
  • 11. Гервер Л. Инганно и другие секреты полифонической техники второй половины XVI — начала XVII века. — М., РАМ им. Гнесиных, 2018.
  • 12. Голдобин Д. Искусство интабуляции. Обработка вокальной полифонии в инструментальной музыке Возрождения и раннего барокко. — Екатеринбург, 2011.
  • 13. Евдокимова Ю. История полифонии, т. 1. Многоголосие средневековья X—XIV века. — М., 1983.
  • 14. Зубова О., Кюрегян Т. Средневековые и ренессансные танцы. Музыка в движении. — М., МГК, 2018.
  • 15. Копчевский Н. Клавирная музыка. Вопросы исполнения. — М., 2011.
  • 16. Копчевский Н. Клавирная музыка Джироламо Фрескобальди// в нотном издании: Джироламо Фрескобальди. Клавирная музыка. Сост. и общая ред. Н. Копчевского. — М., 1983.
  • 17. Копчевский Н. Клавирная музыка чинквеченто// в нотном издании: Итальянская клавирная музыка XVI века. Ред.-сост. Н. Копчевский. — М., Музыка, 1987. С. 5—12.
  • 18. Копчевский Н. О клавирной музыке Англии и Германии// в нотном издании: Клавирные пьесы западноевропейских композиторов XVI—XVIII веков. Вып. 2 (Англия, Германия). Под ред. Н. Копчевского. — М., 1976. С. 2—8.
  • 19. Копчевский Н. О клавирной музыке Италии и Франции// в нотном издании: Клавирные пьесы западноевропейских композиторов XVI—XVIII веков. Вып. 3 (Италия, Франция). Под ред. Н. Копчевского. — М., 1977. С. 2—9.
  • 20. Копчевский Н. О старинной клавирной музыке// в нотном издании: Клавирные пьесы западноевропейских композиторов XVI—XVIII веков. Вып. 1 (Испания, Португалия, Нидерланды). Под ред. Н. Копчевского. — М., 1975. С. 3—10.
  • 21. Копчевский Н. Фицуильямова вёрджинальная книга// в нотном издании: Фицуильямова вёрджинальная книга: Избранные пьесы для клавира. Под ред. Н. Копчевского. — М., 1988.
  • 22. Кривицкая Е. История французской органной музыки. Очерки. — М., 2003.
  • 23. Любимов А. От редактора-составителя// в нотном издании: Французская клавесинная музыка. Ред.-сост. А. Любимов. — М., 1988.
  • 24. Мартынова О. Basso continuo. — https://bigenc.ru/c/basso-kontinuo-ecc506
  • 25. Моисеева М. Золотой век испанского органа. — М., ГИИ, 2024.
  • 26. Насонова М., Насонов Р. Прелюдийные жанры и становление клавирной композиции (2-я половина XVI—XVII вв.)// Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения). С. 114—123. — М., 2003.
  • 27. Попова Е. «Голоса» эпохи: золотой век голландского органа // Оркестр. Инструменты. Партитура. Вып. 2. Сб.статей. — М., 2007. С. 128—166.
  • 28. Порвенков В. Акустика и настройка музыкальных инструментов. — М., 1990.
  • 29. Распутина М. Становление клавирного стиля в музыке южнонемецкого барокко. — М., 2009.
  • 30. Распутина М. Ut-re-mi-fa-sol-la, или Из истории музыкальных тем// Двенадцать этюдов о музыке/ К 75-летию со дня рождения Евгения Владимировича Назайкинского. Научные труды МГК. — М., 2001.
  • 31. Распутина М. Fundamentum Ганса Бухнера: старейшая школа игры на органе// Органное искусство. Вып. 1. Избранные материалы конференций «Гнесинские органные чтения». — М, 2010. С. 11—16.
  • 32. Титаренко Л. Репертуар Фитцуильямовой верджинальной книги в контексте музыкальной жизни елизаветинского Лондона // GESJ: Musicology and Cultural Science 2014, № 1 (10). — С. 22—37.
  • 33. Фрескобальди Джироламо. Выдержки из предисловий // Фрескобальди Джироламо. Избранные клавирные сочинения. Сост. и ред. Н. Копчевского. М., 1983.

Ссылки