Бочаров
Юрий Семенович

  • Доктор искусствоведения
Бочаров<br /> Юрий Семенович

Образование ― высшее (в 1986 г. окончил с отличием Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского). Квалификация ― музыковед, преподаватель.

Обязанности в Центре: выполнение плановых научных и методических работ, участие в заседаниях Центра, рецензирование диссертаций, а также работ, представленных к публикации в Научно-издательском центре «Московская консерватория» и журнале «Научный вестник Московской консерватории», подготовка докладов по тематике проводимых исследований для научных конференций.



Биография Родился в 1961 г. в пос. Малаховка Московской области.

В 1986 г. закончил историко-теоретический факультет Московской консерватории; впоследствии там же – аспирантуру (1993 г.) и докторантуру (2000 г.). В 2000 г. защитил докторскую диссертацию на тему: «Увертюра в эпоху барокко».

В 1988–1989 гг. работал редактором в журнале «Музыкальная жизнь» и издательстве «Музыка».

В 1990–1991 гг. –  зав. редакционно-издательским отделом Всесоюзного методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры. С 1992 – директор созданного на базе этого отдела Литературного агентства «ПРЕСТ».

С 1998 – главный редактор журнала «Старинная музыка», входящего в составленный ВАК Минобразования РФ «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук».

С 2003 г. является также шеф-редактором журнала «Фортепиано», учрежденного Российским отделением Европейской Ассоциации педагогов фортепиано «ЭПТА». С июля 2010 г. – ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра Методологии исторического музыкознания Московской консерватории.

Список публикаций

Книги

1. Увертюры Генделя в контексте истории жанра. М.: Прест, 1995. 112 с.
2. Французская увертюра в музыке эпохи барокко. М.: Прест, 1998. 148 с.
3. Увертюра в эпоху барокко. М.: Композитор, 2005. 280 с.
4. Мастера старинной музыки. М.: Гелеос, 2005. 352 с.
5. Жанры инструментальной музыки эпохи барокко. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2016. 232 с.

Научные статьи (за период работы в НИЦ Методологии исторического музыкознания)

1. Da chiesa e da camera // Старинная музыка. 2011. № 3–4. С. 16–23.
2. О форме французской увертюры // От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация. Вып. 2. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2011. С. 13–29.
3 Кривое зеркало бахоцентризма, или Барочная сюита по-традиционному // Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Алессандро Скарлатти: проблемы изучения творческого наследия. М.: РАМ им. Гнесиных, 2011. С. 153–159.
4. Итальянская увертюра: век восемнадцатый // Старинная музыка. 2012. № 1–2. С. 17–22.
5. Классическая сонатная форма: факты и домыслы // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2012. № 3. С. 44–53.
6. Танец с саблями в храме, или Гримасы музыкальной библиографии // Старинная музыка. 2012. № 3–4. С. 2–5.
7. Музыка по-королевски // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 1. С. 182–184.
8. Музыка барокко по-российски, или В ожидании исторического аутентизма // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2013. № 2. С. 19–31.
9. Единая или составная? К вопросу о форме французской увертюры // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2013. № 3. С. 38–55.
10. Об органном искусстве Франции и не только // Старинная музыка. 2013. № 3. С. 26–30.
11. Барочная сюита: знакомая и незнакомая // Старинная музыка. 2013. № 4. С. 11–18.
12. Рамо в Москве // Старинная музыка. 2014. № 4. С. 1–3.
13. Барочная сюита: от мифологии к историческому аутентизму // Научный вестник Московской консерватории. 2015. № 4. С. 202–215.
14. К вопросу о жанровых наименованиях инструментальных сочинений XVII – первой половины XVIII века // Старинная музыка. 2016. № 2. С. 5–10.
15. Английские сюиты И. С. Баха: страницы истории // Старинная музыка. 2016. № 4. С. 8–15.
16. О систематизации жанров инструментальной музыки эпохи барокко [Электронный ресурс] // Музыкальная наука в едином культурном пространстве: IV Международная интернет-конференция, 15 марта – 15 декабря 2016 / Российская академия музыки имени Гнесиных. URL: www.gnesinstudy.ru (04.12.2016).

Список выступлений на научных конференциях

1. Музыковедческий форум 2012 (19–21 ноября 2012 г.), Государственный институт искусствознания (Москва). Тема: «Осторожно, библиография!».
2. Старинная немецкая музыка и современная исполнительская практика (11–13 декабря 2012 г.), Московская государственная консерватория. Тема: «Барочная сюита – знакомая и незнакомая».
3. «Музыкальная наука в начале XXI века: достижения, проблемы, перспективы» (18–21 ноября 2014 г.), Уральская государственная консерватория (Екатеринбург). Тема: «Барочная сюита – мифы и реальность».
4. Проблемы художественного творчества (26–28 ноября 2015 г.), Саратовская государственная консерватория. Тема: «Музыка барокко: проблемы изучения».
5. Музыкальная наука в едином культурном пространстве (октябрь 2016 г.), РАМ имени Гнесиных (Москва). Тема: «Особенности жанровой систематизации инструментальной музыки эпохи барокко»

Член редакционной коллегии журнала «Научный вестник Московской консерватории».

Основная область научных исследований – западноевропейская музыка XVII–XVIII вв.

Автор книг:

  • «Увертюры Генделя в контексте истории жанра» (М.: ПРЕСТ, 1995).
  • «Французская увертюра в музыке эпохи барокко» (М.: ПРЕСТ, 1998).
  • «Увертюра в эпоху барокко» (М.: Композитор, 2005).
  • «Мастера старинной музыки» (М.: Гелеос, 2005).

Редактор-составитель справочно-энциклопедических изданий «300 имен зарубежного искусства» (М.: ПРЕСТ, 1996) и «Художники эпохи Возрождения» (М.: Терра, 2005).

Главный редактор и один из авторов Научного энциклопедического словаря «Старинная музыка» (в печати).

Автор многочисленных научных и критических статей, опубликованных в специализированных музыкальных журналах, сборниках научных трудов и материалов научных конференций, а также в «Большой Российской энциклопедии».