Головатая
Галина Федоровна

  • Кандидат искусствоведения
  • Доцент
Головатая<br /> Галина Федоровна

Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2005);
Почётная грамота Департамента культуры города Москвы «За большой вклад в развитие культуры города Москвы» (2008);
Грамоты и благодарственные письма образовательных учреждений и творческих организаций.


Родилась в городе Узловая Тульской области. В 1991 году окончила Московский институт тонкой химической технологии имени М. В. Ломоносова. Занималась разработкой новых магнитомягких материалов в автомобильной промышленности. В 2001 году окончила вокальный факультет Института современного искусства (класс Заслуженной артистки РФ, профессора РАМ имени Гнесиных Е. И. Шевелёвой), затем последовала аспирантура по направлению «Музыкальное искусство» и дальнейшее присвоение квалификации «Педагога высшей школы».

В 2006 году стала соискателем Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, где в 2008 году успешно защитила кандидатскую диссертацию (научный руководитель доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории имени П. И. Чайковского Е. Б. Долинская). В 2012 году в издательстве «Композитор» была опубликована монография по теме исследования.

Педагогическую деятельность начала будучи аспиранткой в 2002 году в Институте современного искусства, где читала курс лекций по «Истории вокального искусства» и осуществляла руководство выпускными рефератами.

С 2006 по 2017 гг. — доцент Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке. Вела лекционные курсы по «Истории вокального искусства», «Методике обучения», «Истории музыкально-театрального искусства», осуществляла руководство педагогической практикой и выпускными квалификационными работами.

В 2016 году приглашена на должность профессора кафедры оперного пения Российской государственной специализированной академии искусств, где по настоящее время преподаёт такие дисциплины, как «История исполнительского искусства», «Методика обучения», «Актуальные проблемы исполнительского искусства», осуществляет научное руководство выпускными квалификационными работами.

С 2015 года преподаёт в Московской консерватории на кафедре Истории и теории исполнительского искусства (лекционные курсы «Методика обучения». «Музыкальное исполнительство и педагогика», «Актуальные проблемы исполнительского искусства», осуществляет руководство выпускными рефератами ассистентов-стажёров). 

Сфера научных интересов — актуальные проблемы современного музыкального театра, теоретические аспекты вокального исполнительства и педагогики. Ведёт концертно-просветительскую деятельность.

С 2003 по 2010 годы являлась сотрудником Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Департамента культуры города Москвы (ныне Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства), занимая должность методиста вокального отдела.

В период работы в Методическом кабинете разработала учебно-тематический план курсов повышения квалификации для преподавателей академического пения Детских школ искусств, приняла непосредственное участие в их организации и проведении на базе МГИМ имени А. Г. Шнитке; организовала ряд мероприятий (конференций, семинаров, фестивалей, конкурсов, концертов, методических смотров),  направленных на выявление и распространение практического педагогического опыта в области обучения детей вокальному искусству, устанавливающих определённые художественные и методические критерии оценки качества творческих результатов данного направления. В их числе:
•  методические проекты: «Педагогические чтения», «Дмитриевские чтения», смотры педагогических работ;
•  фестивали детского и юношеского художественного творчества (более 10 проектов различной тематической направленности).
•  ежегодные концертные проекты.

Принимает участие в межвузовских научных конференциях и семинарах, проводит мастер-классы в рамках международных конкурсов и фестивалей, приглашается для работы в жюри.

Публикации:

1. «”Евгений Онегин” А. С. Пушкина и П. И. Чайковского. Текст и версии» — М.: «Композитор», 2012. — 240 с.;
2.  Поэтическое слово Пушкина в опере Чайковского «Евгений Онегин». — Межвузовский сборник научных статей «Из прошлого и настоящего музыкальной культуры» Ч. II/ Составитель Е. Б. Долинская, И. П. Пивоварова, Магнитогорская государственная консерватория. Магнитогорск: АРС-Экспресс, 2004. — С. 243–252;
3.  «Евгений Онегин» в рисунках Пушкина и русских художников. — Межвузовский сборник научных статей «Из прошлого и настоящего музыкальной культуры»  Ч. II/ Составитель Е. Б. Долинская, И. П. Пивоварова, Магнитогорская государственная консерватория. Магнитогорск: АРС - Экспресс, 2004. — С. 252–259;
4.  Опера, написанная П. И. Чайковским  для консерватории. // «Музыкант-классик» №3 — 2004. — С. 6–9;
5.  «Вокал в ДМШ — новаторство или традиция?» //  «Играем сначала» № 8 — 2004;
6.  «Евгений Онегин» в рисунках Пушкина и русских художников. // «Музыкант-классик» №1—2005. — С. 16–19;
7.  Современная режиссура в оперном театре и её «pro at contra». — «Из  наследия композиторов XX века». Материалы творческих собраний молодых исследователей в Союзе московских композиторов. — М., 2005. — Вып. 4. — С. 182–193;
8.  Музыкальные краски мюнхенского лета. // «Музыкант-классик» №10 — 2005. — С. 13–15;
9.  Знакомьтесь, Николай Борчев! // «Музыкант-классик» №11 — 2005. — С. 13–17;
10.  «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в контексте версий XXI века. — «Из наследия композиторов XX века». Материалы творческих собраний молодых исследователей в Союзе московских композиторов. — М., 2005. — Вып. 6. — С. 160–179;
11.  «Норме» Беллини изменили сценическую норму. // «Музыкант-классик» №11 — 2005. — С. 11–12;
12.  «Осторожно — детский голос!» — Педагогические чтения — 2004: «Общее художественное образование: традиции и современность» / Редактор-составитель А. С. Цодокова, Е. И. Гудова, — М.: Методический Кабинет по учебным Заведениям культуры и искусств, 2005. — С. 166–171;
13.  Феномен множественности художественных версий: «Евгений Онегин»  Пушкина и Чайковского. // «Музыковедение» №4—2006. — С. 9–14;
14.  «Ужель та самая Татьяна?..» // «Музыкант-классик» №3 — 2006. — С. 9–11;
15.  «Не пушкинского слова не будет!» // «Музыкант-классик» №3 — 2006. — С. 11–13;
16.  Ширвани Чалаев и Гарсия Лорка. // «Музыкант-классик» №3 — 2006. — С. 9–11;
17.  Приношение «покровцев» великому Мастеру. // «Музыкант-классик» № 4 — 2006. — С. 8–11.;
18.  Мистический фарс Юрия Каспарова «Ворон». // «Музыкальная жизнь» № 11 — 2006. — С. 10–11;
19.  Студенты Московской консерватории играют «Весеннюю сказку». // «Музыкант-классик» №10–11 — 2006. — С. 11–13;
20.  Шедевр фортепианной транскрипции. // «Музыкант-классик» №4 — 2007. — С. 19–21;
21.  И голос, и слово, и музыка. // «Музыкант-классик» №10-11 — 2007. — С. 17–19;
22.  Наталья Тимофеева подарила взрослым и детям золотой ключик. // «Музыкант-классик» №11–12 — 2007. — С. 21–23;
23.  «Этой партитуре была уготована особая миссия…» // «Музыкант-классик» №2 — 2008. — С. 10–12;
24.  «Строфы “Евгения Онегина”» Родиона Щедрина в контексте традиций воплощения пушкинского романа. — Школа молодого исследователя: Материалы выступлений на научных конференциях в Союзе московских композиторов. — М., 2008. — С. 28–37;
25.  «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и П. И. Чайковского: литературные и театральные версии. — «Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и образования. Сборник научных трудов ОГИИ. Вып. 4 / Главный редактор Б. П. Хавторин, составитель и научный редактор В. А. Логинова. — Оренбург: Издательство ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», 2008. — С. 172–182;
26.  Симфоническая «Пушкиниана» Геннадия Рождественского. — Школа молодого исследователя: Материалы выступлений на научных конференциях в Союзе московских композиторов. — М., 2008. — С. 72–81;
27.  «Мне захотелось сделать спектакль, который мог бы стать настоящим учебным пособием для детей» // «Музыкальная жизнь» №10 — 2008. — С. 47–48;
28.  Доверять жанру или доверять чувству? — // «Музыкант-классик» №11–12 — 2008. — С. 21–23;
29.  «Звучит виолончель» // «Музыкант-классик» №12 — 2009. — С. 17–19;
30.  Имени Федора Шаляпина. // «Играем сначала» № 3 — 2010;
31.  «Единого звука ради…» // «Музыкант-классик» №8–9 — 2010. — С. 17–18;
32.  Сценические дискуссии вокруг «Евгения Онегина» Пушкина и Чайковского. — Сборник научных статей ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. Вып. 3. —М: Издательство ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2012. — С. 102–112;
33.  Мы выбираем театр! — // «Музыкант-классик» №1–2 — 2015. — С. 15–16;
34.  «Королевская невеста» — // «Музыкант-классик» №5–6 — 2015. — С. 22–23.