Старикова
Ирина Владимировна

  • Кандидат искусствоведения
  • Научный сотрудник
Старикова<br /> Ирина Владимировна

В 1997 г. закончила с отличием теоретическое отделение Челябинского музыкального училища имени П.  И. Чайковского. Педагоги — О. Ю. Иванова, Т. М. Белецкая, И. Г. Дымова, Л. А. Иванова. В 2002 году закончила с отличием историко-теоретический факультет Московской государственной консерватории в 2002 году. Педагоги — Ю. Н. Холопов, Ю. А. Фортунатов, Т. Н. Дубравская, Е. В. Назайкинский, А. А. Кандинский, А. Н. Мясоедов, Н. И. Тарасевич, В. М. Медушевский, Т. А. Старостина, Н. Г. Денисов, И. Е. Лозовая, Е. Б. Долинская, Е. Г. Сорокина.

С 1998 по 2001 год посещала факультатив «Знаменное пение на основе живой традиции» (преподаватель — Н. Г. Денисов). Тема дипломной работы «Певческие традиции старообрядческой общины Нижнего Новгорода» (научный руководитель — Н. Г. Денисов).  До 2005 года училась в аспирантуре МГК, занимаясь подготовкой диссертации, посвященной древнерусской церковно-певческой терминологии устава «Око церковное» в сравнении с содержанием певческих рукописей XV–XIX веков. С 2004 по 2006 год обучалась в Московской школе византийского пения (руководитель — К. Фотопулос). В 2002–2009 годах работала в качестве научного редактора в церковно-научном центре «Православная энциклопедия», после 2009 года продолжила сотрудничать как автор, переводчик и рецензент статей по церковной музыке.

В 2013 году защитила кандидатскую диссертацию «Псалмодия всенощного бдения в древнерусском певческом искусстве (раздельноречная редакция)» (научный руководитель – проф. И.Е. Лозовая).

С 2006 по 2017 гг. являлась преподавателем факультатива «Знаменное пение» в Научно-исследовательском центре древнерусской церковной музыки им. протоиерея Димитрия Разумовского. С 2009 года участник ансамбля древнерусского певческого искусства «Асматикон» (руководитель — А. А. Елисеева), автор лекций-концертов ансамбля «Асматикон» и лектор в концертах мужского хора Схолион Псалтикис, автор публичных лекций Музея Русской иконы (2018-2019).

Участник международных конференций, посвященных различным проблемам музыкальной медиевистики: «Старообрядчество: история, культура, современность» (2002), конференций Научно-исследовательского центра древнерусской церковной музыки МГК (2005, 2009, 2014 гг.), кафедры церковного пения ПСТГУ (2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 гг.), Санкт-Петербургской консерватории («Бражниковские чтения») (2008, 2010, 2011, 2012, 2016, 2018, 2020 гг.), исторической конференции «400-летие окончания Смуты и воцарения династии Романовых» (2013), Международного научного симпозиума, посвящённого 200-летию установления «Нового Метода» (2014 г., Афины, Греция), конференции РИИИ «Духовные ценности Афона и Русский Север» (Санкт-Петербург, 2016), Международной научной конференции «Палеография, кодикология, диломатика. Современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов: в честь 80-летия доктора исторических наук Б.Л. Фонкича» (Москва, 27-29 февраля, 2018), Всероссийской научно-практической конференции «Основные направления современной музыкальной медиевистики: памяти профессора И.Е. Лозовой» (Москва, 17-19 октября, 2018), Eighth International Conference on Orthodox Church Music: «The Sounds of the Holy: From Manuscript to Performance» (Йонсуу (Финляндия), 10-16 июня 2019), Четвёртого международого конгресса Общества теории музыки «Термины, понятия и категории в музыковедении» (Казань, 2-5 октября 2019), круглого стола фестивала «Истоки» (Санкт-Петербург, май, 2020), 11-й Международной научной конференции «Теория и истории монодии» (Вена, 26-27 сентября 2020).

Участник Фестиваля древнерусского певческого искусства «Сибирь знаменная» (лекция «Знаменная нотация», «Византийско-русские певческие связи», «Образ Пресвятой Богородицы в песнопениях византийской и знаменной традициях» 14-24 декабря 2020), проекта «Рукописная книга: традиция и современность» (лекция «История древнерусской певческой книжности», 10 мая 2021), автор лекций «История древнерусской певческой традиции 11-17 вв.» для Ионического университета (Керкира) (2017, 2018), Патриархийной Высшей Церковной Академии (Крит) (2021).

Сфера научных интересов — византийские и  древнерусские литургические и певческие нотированные рукописные книги, история нотации, псалмодия, мелизматические распевы, история поствизантийского певческого искусства, устная традиция старообрядцев и современная греческая церковно-певческая практика.

В настоящее время занимается разработкой научных проблем, связанных с формированием комплекса мелизматических формул в знаменном распеве и развитием калофонического искусства в византийской певческой традиции, а также использованием турецких макамов в поствизантийском певческом искусстве.

Автор статей в отечественных и зарубежных научных сборниках, в «Православной энциклопедии» и «Большой Российской Энциклопедии».

С 2011 года в качестве ассистента проф. И. Е. Лозовой вела индивидуальные занятия, участвует в преподавании курса «История русской музыки». Участвовала в подготовке методических пособий по курсу проф. И. Е. Лозовой, в подготовке каталога электронного фонда НИЦ, в проекте по описанию синодального певческого собрания, а также нотированных греческих певческих рукописей Государственного исторического музея.

Контактный e-mail: ivstarikova@mosconsv.ru

  1. Старикова И. В. Представления о церковном пении в старообрядчестве // Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы VI научно-практической конференции, проходившей 19-20 ноября 2002 г. в Москве / Ред.-сост. В. И. Осипов, Е. И. Соколова. М.: БКМ, 2002. С. 380-383.
  2. Старикова И. В. Песнопения знаменного роспева (силлабического стиля): Особенности музыкального строения и вопросы интерпретации // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ, 2003 / Отв. ред. Н. А. Кулькова, М.: Издательство ПСТБИ, 2003. С. 451-461.
  3. Гусейнова З. М., Перелешина В. Г., Старикова И. В. Всенощное бдение // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. Т. 9. 675-676 .
  4. Старикова И. В. Об особенностях интерпретации песнопений знаменного распева  (на примере Успенской старообрядческой общины Нижнего Новгорода) // «Иду в неведомый мне путь…»: Памяти Елены Филипповой / Ред.-сост. И. Е. Лозовая. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2006. С. 69-74.
  5. Старикова И. В. Господи, воззвах [в певческой традиции] // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. Т. 12. С. 170.
  6. Старикова И. В., Александру М. Григорий Бунис Алиат // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. С. 714–715.
  7. Старикова И. В. Достойно есть // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. Т. 16. С. 100-103.
  8. Старикова И. В. Певческие указания Всенощного бдения согласно уставам XVII–XX веков // Гимнология. Вып. 5: Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции, Восток–Русь–Запад / Сост. И. Е. Лозовая, Н. Г. Денисов. М.: Научно-издательский центр «Московская Консерватория»,  2008. С. 274-279.
  9. Старикова И. В. Задостойник // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. Т. 19. С. 520-522.
  10. Старикова И. В. Запев // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. Т. 19. С. 621-622.
  11. Старикова И. В. Старообрядческие церковнопевческие издания // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. Т. 21. С. 569.
  12. Старикова И. В., Никитин С. И. Иоанн Кукузель // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Т. 24. М., 2010. С. 384-396.
  13. Старикова И. В., монахиня Елена (Хиловская). Библиографический указатель работ по истории  русского церковного пения начала XII – конца XVII века // Вестник церковной истории. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. Вып. 1/2 (21/22). С. 311-336. [начало].
  14. Старикова И. В., монахиня Елена (Хиловская). Библиографический указатель работ по истории  русского церковного пения начала XII – конца XVII века // Вестник церковной истории. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. Вып. 3/4 (23/24). С. 311-326.[окончание].
  15. Старикова И. В. Всенощное бдениe в Соловецком монастыре и в Выголексинском общежительстве согласно их уставам // Вестник ПСТГУ, серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства / Отв. ред.: Н. А. Кулькова. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2011. Вып. 2 (5). С. 85-101.
  16. Старикова И. В. Полиелей в древнерусской певческой традиции XV ― середины XVII века // Музыковедение. 2011. № 5. С. 26-34.
  17. Старикова И. В. К вопросу о происхождении и певческих редакциях предначинательного псалма в древнерусской традиции XV−XVII веков // Гимнология. Вып. 6: Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского) / Сост., отв. ред. И. Е. Лозовая. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011.C. 301-317.
  18. Starikova I. The Special Melodic Formulas in the Psalm Cycles of the Vigil in Russian Manuscripts of the XVI to XVIII Centuries // Muzikologija (Beograd). 2011. № 11. P. 103-108.
  19. Старикова И. В. Первая кафизма в древнерусской церковно-певческой традиции // Вестник ПСТГУ, серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства / Отв. ред.: Н. А. Кулькова. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2011. Вып. 3 (6). С. 47-70.
  20. Старикова И. В. Ипопсалмы // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. Т. 26. С. 175-176.
  21. Старикова И. В. Особые формулы псалмовых циклов всенощного бдения в древнерусской певческой традиции // Музыковедение. 2012. № 11. С. 26-35.
  22. Старикова И. В. Кафизма [в певческой традиции] // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2013. Т. 32. С. 118-119.
  23. Старикова И. В. 17-я кафизма всенощного бдения в древнерусской певческой традиции: вопросы литургической формы и мелодико-графическое содержание // Вестник ПСТГУ, серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства / Отв. ред. Н. А. Кулькова. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского  гуманитарного университета, 2013. Вып. 2 (10). С. 7-55.
  24. Старикова И. В. К вопросу об авторе Певчей Псалтири в древнерусской традиции //Вестник ПСТГУ, серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства / Отв. ред. О. Н. Соколова. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского  гуманитарного университета, 2014. Вып. 4 (16). С. 55-62.
  25. Старикова И. В. Косьма Македонец // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. Т. 38. С. 252-253.
  26. Старикова И. В. Ксен Коронис // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. Т. 39.С. 181–182.
  27. Старикова И. В. Лампадарий // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. Т. 39. С.746–747.
  28. Старикова И. В. Византийская музыка // эл. ресурс: http://arzamas.academy.
  29. Старикова И. В. Лицо // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2016. Т. 41. С. 326–328.
  30. Старикова И. В. Мануил Газис // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2016. Т. 43. С. 405-407.
  31. Старикова И. В. Марк Коринфский // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2016. Т. 43. С. 661-663.
  32. Старикова И. В. Мартирии // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2016. Т. 44. С. 196-198.
  33. Старикова И. В. Тайнозамкненные начертания в записи псалмового мелоса в древнерусской певческой традиции ΧVI века // Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации. (Гимнология; Вып. 7). Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2017. С. 376-385.
  34. Старикова И. В. Особенности греческих певческих рукописей в составе собрания П.И. Щукина Государственного исторического музея // Палеография, кодикология, дипломатика: Современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов». Материалы Междунар. науч. конф. в честь 80-летия доктора ист. наук, чл.-кор. Афин. акад. Б.Л. Фонкича (Москва, 27–28 фев. 2018 г.). Москва: ИВИ РАН, 2018. С. 216–220.
  35. Старикова И.В. Развитие мелизматики в византийской и древнерусской певческих традициях: опыт компаративного исследования // Вестник православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета. Серия V (34). М., 2019. С. 25-36 (ISSN 2220–5098 (Print).
  36. Старикова И.В. Использование турецких макамов в церковных сочинениях поствизантийского периода // Мысль о музыке в авраамических традициях. Концепция звука и звучания с древнейших времени к XXI в. Москва, 2019. С. 39.
  37. Старикова И.В. Проблемы терминологии в византийском певческом искусстве // Термины, понятия и категории в музыковедении / Тезисы докладов. Казань, 2019. С. 77.
  38. Старикова И.В. Опыт преподавания византийского роспева для детей в школе «Схолион Псалтикис» // Церковное пение: Традиции и современность: материалы круглого стола в рамках Всероссийского фестиваля православных певческих традиций «Истоки» (26 мая 2020, г. Санкт-Петербург) / Ред.сост. Е.В. Плетнева. СПб., 2020. С. 36–39.