Баренбойм
Лев Аронович

  • Годы работы: 1931 - 1939
  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Баренбойм<br /> Лев Аронович

Музыковед, пианист, педагог.

Родился 18 января 1906 года в Одессе. Окончил Одесскую консерваторию (1925) по классу фортепиано Г. М. Бибер, одновременно занимался композицией у В. А. Золотарёва. В 1930 году окончил Московскую консерваторию по классу Ф. М. Блуменфельда (фортепиано). В 1931–1939 годах — доцент Московской консерватории (класс фортепиано и курс методики обучения игре на фортепиано), заведующий кафедры музыкальной педагогики (там же). Старший научный сотрудник НИМИ при Московской консерватории. В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию: «Воспитание музыканта–исполнителя в свете проблем, поставленных системой Станиславского» (Московская консерватория). Доктор искусствоведения: «А. Г. Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество и музыкально–общественная деятельность с 1829 по 1867 год» (1956). С 1939 года преподавал историю и теорию пианизма, методику обучения игре на фортепиано в Ленинградской консерватории заведовал кафедрой истории и теории фортепианного исполнительства и педагогики (1965–79). Как педагог заострял внимание на университетском уровне занятий со студентами, на необходимости развивать исследовательское мышление у молодых музыкантов, учить их приобретать знания самостоятельно.

Сквозная тема трудов учёного — жизнь и творческая деятельность А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов. Фундаментальные исследования: «А. Г. Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально–общественная деятельность» (Т. 1–2. Л., 1957, 1962); «А. Г. Рубинштейн. Литературное наследие [составление, текстологическая подготовка, комментарии, вступительная статья] (в 3 т. М., 1983; 3-е издание 1986); монография «Н. Г. Рубинштейн. История жизни и деятельности» (М., 1982), посвящена Московской консерватории.

Другая сфера научных интересов Баренбойма — специфика музыкального обучения детей младшего возраста. Уникальны книга–пособие для педагогов «Путь к музицированию» (Л., 1973, 2-е издание 1979) и новая «Школа игры на фортепиано для старших дошкольников и младших школьников» (совместно с Ф. Д. Брянской и Н. Н. Перуновой. Вып. 1. Л., 1980). Как редактор серии книг «Музыкальное воспитание в XX веке» (издание было предпринято по инициативе Баренбойма советской секцией ISME в 1976) осуществил выпуск т. 1-го, посвящённого музыкальному воспитанию в СССР, и т. 2-го, посящённого музыкально–педагогической системе К. Орфа. Автор предисловия, составитель и редактор сборников: «Об исполнении фортепианной музыки Баха, Бетховена, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича» (Л., 1965); «В фортепианных классах Ленинградской консерватории» (М., 1968). Редактор книги «Система музыкального воспитания Карла Орфа» (перевод с немецкого Л., 1970) и др.

Сочинения: Современная теория и практика фортепианной педагогики. Теория «индивидуальной» фортепианной педагогики К. Мартинсена // СМ. 1933. № 4; Фортепианная литература для начинающих // СМ. № 6; Фортепианная педагогика. Ч. 1. М., 1937; Хрестоматия по истории фортепианной музыки в России (совместно с В. И. Музалевским). М., 1949; Рубинштейн–педагог // На уроках Антона Рубинштейна [редактор–составитель]. М.–Л., 1964; Обновить курс пианизма // СМ. 1964. №8; Вопросы фортепианного исполнительства. Л., 1968; Как исполнять Моцарта? (Обзор современной литературы) // Бадура–Шкода Ева и Пауль. Интерпретация Моцарта / Перевод с немецкого Ю. А. Гальперн / Под редакцией Л. Баренбойма и Л. Гаккеля. М., 1972; За полвека. Очерки. Статьи. Материалы. Л., 1989; Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста. М., 1990.

Умер 25 июня 1985 года в Ленинграде.

Источник: Баренбойм Л. А. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007.— С. 42.
 

Человек энциклопедических знаний, Баренбойм написал множество книг, статей, очерков, выступал с докладами на отечественных и зарубежных форумах, симпозиумах, конгрессах, съездах композиторов, в частности, на научно–практических конференциях в Ленинградской консерватории (1961,1974), 9-й и 12-й конференциях ISME (соответственно Москва, 1970 и Швейцария, 1976), а также на Конгрессе в Вене, посвящённому Й.Гайдну, с сообщением о найденном им неизвестном письме композитора (1982).