Козолупова
Галина Семеновна

  • Годы работы: 1935 - 1974
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР
  • Профессор
Козолупова<br /> Галина Семеновна

Родилась 13 августа 1912 г. в Москве, умерла 30 декабря 1990 г., там ж.

Виолончелистка, педагог, музыкально-общественный деятель.

Дочь С.М. Козолупова и Н.Н. Федотовой-Козолуповой. Сестра И.С. Козолуповой и М. С. Козолуповой. В 5-летнем возрасте проявила незаурядные способности, осваивая игру на фортепиано под руководством матери. С 12 лет начала занятия на виолончели у отца, пройдя за 6 лет (1924–30 гг.) все ступени обучения. Выступление Козолуповой в 1930 на выпускных экзаменах в Московской консерватории стало подлинной сенсацией (имя Козолуповой занесено на мраморную доску выдающихся выпускников Московской консерватории). В 1933–35 гг. занималась в Школе высшего художественного мастерства при консерватории.

В 1930-е гг. начала выступать как солистка Московской филармонии, Всесоюзного радио, ВГКО. Исполнительский почерк Козолуповой отличался поэтичной одухотворенностью звучания инструмента, многокрасочностью тембровой палитры, пластикой штрихов, гибкостью и логикой фразировки. Особенно удавались ей интерпретации сочинений И.С. Баха, Й. Гайдна, Л. ван Бетховена, А. Корелли, А. Вивальди, Л. Боккерини (интерпретация его Концерта для виолончели D-dur считается одним из эталонов в концертной практике виолончелистов). Особое место в творческой жизни Козолуповой занимали выступления в дуэте с сестрой Ириной (постоянный ансамбль), в трио с участием младшей из сестер, Марины. Не менее ярко в 1930–40-е гг. заявило о себе фортепианное трио в составе Н.П.Емельяновой, Г.В. Бариновой и Козолуповой. В 1966 г. с триумфом участвовала в 7-м Международном фестивале в Веймаре. Музыкальные обозреватели единодушно отмечали мастерство артистки, пластичность используемых ею приемов игры, гармонию художетсвенного воплощения.

Продолжая педагогические традиции семьи, с 1932 г. начала преподавать в Особой группе для одаренных детей (позднее ЦМШ), с 1935 г. – в Московской консерватории (в течение 2 лет была ассистентом отца, затем получила собственный класс, работала до 1974 г.). Опираясь на крупнейшие достижения школы Козолупова, проявила самостоятельность и самобытность в области методики обучения игре на виолончели. Главный смысл занятий видела в развитии художественного мышления и творческих возможностей студентов. Большое внимание на уроках уделяла концертам и сонатам Н.Я. Мясковского, Д.Д. Шостаковича, С.С.Прокофьева, А.И.Хачатуряна, Д. Мийо, М. Регера, П. Хиндемита и многих других. Поощряя темпераментность исполнения, остро реагировала на малейшую нарочитость толкования замысла, возникновение в нем сентиментальности, ложной патетики. Среди учеников: И. Берман, Н. Гаврыш, Т. Гайдамович, В. Грановский, Ю. Иванов, С.Кальянов, Т.Прийменко, Н. Пушечников, В. Саркисов, Н. Сильвестров, Ю. Туровский. «Звездным часом» педагогического исккусства Козолуповой явилось выступление ее ученицы Н. Гутман на Втором международном конкурсе виолончелистов им. П.И.Чайковского в Москве (1962). В 1966–74 гг. ежегодно бывала на фестивале в Веймаре, куда специально для консультаций с ней приезжали многие молодые виолончелисты из разных стран Европы.

В 1986 г. опубликовала книгу, посвященную жизни и деятельности отца (С.М. Козолупов. Жизнь и творчество. М., 1986). Лауреат 1-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1933, 2-я премия).

Источник: Т.А. Гайдамович Г. С. Козолупова. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 248.
 

Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РСФСР
Профессор

Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка СССР
Профессор

Народный артист РФ
Профессор

Народный артист России
Профессор

Заслуженный артист РФ