Родилась 13 августа 1912 г. в Москве, умерла 30 декабря 1990 г., там ж.
Виолончелистка, педагог, музыкально-общественный деятель.
Дочь С.М. Козолупова и Н.Н. Федотовой-Козолуповой. Сестра И.С. Козолуповой и М. С. Козолуповой. В 5-летнем возрасте проявила незаурядные способности, осваивая игру на фортепиано под руководством матери. С 12 лет начала занятия на виолончели у отца, пройдя за 6 лет (1924–30 гг.) все ступени обучения. Выступление Козолуповой в 1930 на выпускных экзаменах в Московской консерватории стало подлинной сенсацией (имя Козолуповой занесено на мраморную доску выдающихся выпускников Московской консерватории). В 1933–35 гг. занималась в Школе высшего художественного мастерства при консерватории.
В 1930-е гг. начала выступать как солистка Московской филармонии, Всесоюзного радио, ВГКО. Исполнительский почерк Козолуповой отличался поэтичной одухотворенностью звучания инструмента, многокрасочностью тембровой палитры, пластикой штрихов, гибкостью и логикой фразировки. Особенно удавались ей интерпретации сочинений И.С. Баха, Й. Гайдна, Л. ван Бетховена, А. Корелли, А. Вивальди, Л. Боккерини (интерпретация его Концерта для виолончели D-dur считается одним из эталонов в концертной практике виолончелистов). Особое место в творческой жизни Козолуповой занимали выступления в дуэте с сестрой Ириной (постоянный ансамбль), в трио с участием младшей из сестер, Марины. Не менее ярко в 1930–40-е гг. заявило о себе фортепианное трио в составе Н.П.Емельяновой, Г.В. Бариновой и Козолуповой. В 1966 г. с триумфом участвовала в 7-м Международном фестивале в Веймаре. Музыкальные обозреватели единодушно отмечали мастерство артистки, пластичность используемых ею приемов игры, гармонию художетсвенного воплощения.
Продолжая педагогические традиции семьи, с 1932 г. начала преподавать в Особой группе для одаренных детей (позднее ЦМШ), с 1935 г. – в Московской консерватории (в течение 2 лет была ассистентом отца, затем получила собственный класс, работала до 1974 г.). Опираясь на крупнейшие достижения школы Козолупова, проявила самостоятельность и самобытность в области методики обучения игре на виолончели. Главный смысл занятий видела в развитии художественного мышления и творческих возможностей студентов. Большое внимание на уроках уделяла концертам и сонатам Н.Я. Мясковского, Д.Д. Шостаковича, С.С.Прокофьева, А.И.Хачатуряна, Д. Мийо, М. Регера, П. Хиндемита и многих других. Поощряя темпераментность исполнения, остро реагировала на малейшую нарочитость толкования замысла, возникновение в нем сентиментальности, ложной патетики. Среди учеников: И. Берман, Н. Гаврыш, Т. Гайдамович, В. Грановский, Ю. Иванов, С.Кальянов, Т.Прийменко, Н. Пушечников, В. Саркисов, Н. Сильвестров, Ю. Туровский. «Звездным часом» педагогического исккусства Козолуповой явилось выступление ее ученицы Н. Гутман на Втором международном конкурсе виолончелистов им. П.И.Чайковского в Москве (1962). В 1966–74 гг. ежегодно бывала на фестивале в Веймаре, куда специально для консультаций с ней приезжали многие молодые виолончелисты из разных стран Европы.
В 1986 г. опубликовала книгу, посвященную жизни и деятельности отца (С.М. Козолупов. Жизнь и творчество. М., 1986). Лауреат 1-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1933, 2-я премия).
Источник: Т.А. Гайдамович Г. С. Козолупова. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 248.