Мартынов
Алексей Павлович

  • Народный артист России
  • Профессор
Мартынов<br /> Алексей Павлович

Лауреат международного конкурса вокалистов им. Ф. Эркеля (Будапешт, Венгрия, 1975, II премия), международного конкурса вокалистов в Олдборо (Великобритания, 1978, IV премия).
Член жюри Международного конкурса им. Д. Шостаковича (Ганновер, Германия, 1997).
Член Шубертовского музыкального общества (Москва).


Родился в г. Москве. В 1966 г. окончил Музыкальное училище им. Гнесиных (класс скрипки Ю. М. Юровецкого), в 1970 г. с отличием окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (класс скрипки Л. П. Булатова). В 1976 г. с отличием окончил Московскую консерваторию как вокалист (класс Г. И. Тица). В настоящее время совмещает концертную и оперную деятельность с преподаванием в Московской консерватории.

Важнейшие работы последних лет:

  • Фестиваль им. Д. Шостаковича в Париже. Исполнение и мировая премьера записи цикла «Финские песни»
  • Две большие работы с пианистом Алексеем Любимовым: запись полного собрания романсов М. Глинки (готовится к изданию во Франции); запись вокального цикла В. Сильвестрова «Тихие песни» (издана в Бельгии)
  • Ф. Лист. Оратория «Христос». Первое исполнение в России. Оркестр Большого зала Московской консерватории, дирижер Е. Светланов
  • Фестиваль, посвященный 100-летию Варшавской филармонии – Л. Яначек, «Глаголическая месса», Оркестр Варшавской филармонии, дирижер К. Корд
  • А. Шнитке, «История доктора Фауста», Оркестр Варшавской филармонии. Дирижер Г. Рождественский
  • Б. Бриттен, «Святой Николай» – кантата для тенора соло, хора и оркестра. Первое исполнение в России. Оркестр Большого зала Московской консерватории. Дирижер Г. Рождественский
  • Три сольных концерта в Малом зале консерватории посвященных 200-летию А. С. Пушкина
  • В главных концертных залах Москвы, в рамках фестивалей «Декабрьские вечера», «Московская зима» и других состоялись камерные концерты с известными пианистами: Н. Штаркманом, А. Любимовым, В. Постниковой, А. Бахчиевым, М. Лидским, М. Аркадьевым, И. Худолеем и другими, в которых были исполнены вокальные циклы Ф. Шуберта («Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»); Р. Шумана («Любовь поэта»); романсы Н. Метнера (фестиваль Н. Метнера в Москве); Б. Бриттена («Сонеты Микеланджело»); Д. Шостаковича (Цикл на стихи японских поэтов), а также песни Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона и других композиторов

Педагогическая деятельность:

С 1994 г. преподает в Московской консерватории, с 2003 г. — доцент, с 2007 г. — профессор. Ученики: М. Галиахметов, О. Кирьянова, Ю. Корпачева, К. Сорокина, М. Векуа, Д. Бобров, Р. Бобров.

Концертная деятельность. Основной репертуар: 

Приобрел известность как исполнитель ораториально-симфонической музыки. В репертуаре более 70 произведений крупной формы – от Г. Шютца, И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена до И.  Стравинского, Э. Денисова и А. Шнитке.  Камерный репертуар певца включает в себя все самые известные вокальные циклы и песни В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта («Прекрасная Мельничиха», «Зимний путь»), Р. Шумана («Любовь поэта»), романсы и песни русских, советских и зарубежных композиторов (всего более 1000 произведений).

Певец много работает в оперном жанре – им исполнены ведущие партии в операх В. А. Моцарта («Волшебная флейта», «Дон Жуан»), Дж. Россини («Золушка), Г. Доницетти («Мария Стюарт»), В. Беллини («Пират»), Г. Берлиоза («Осуждение Фауста»), С. Прокофьева («Маддалена»), И. Стравинского («Мавра») и многих других. Выступает с ведущими российскими оркестрами. В Москве – с Российским национальным оркестром; Большим симфоническим оркестром; Государственным академическим симфоническим оркестром; оркестрами Московской государственной академической филармонии. В Санкт-Петербурге – с Заслуженным коллективом; Оркестром Санкт-Петербургской филармонии.

Выступал со всеми ведущими оркестрами республик бывшего СССР (Киев, Тбилиси, Минск, Таллин, Рига, Вильнюс и т. д.). Сотрудничает с зарубежными симфоническими коллективами – оркестром Мадридской филармонии; «Philharmonia Orchestra» (Лондон); R.A.I. (Милан), оркестром «De Paris» (Париж); «Minnesota Orchestra» (США); оркестром Шведского радио (Стокгольм), оркестрами Лейпцигского и Кёльнского радио (Германия), национальными оркестрами Чехии и Польши, оркестрами Голландии, Италии, Венгрии и т. д. 

Сотрудничал с выдающимися российскими дирижерами: Е. Светлановым, Г. Рождественским, В. Федосеевым, Д. Китаенко, Ю. Темиркановым, В. Гергиевым, А. Дмитриевым, Й. Алекса, Э. Класом, С. Сондецкисом, М. Янсонсом, В. Спиваковым, М. Плетнёвым и другими. Сотрудничал с известными зарубежными мастерами: И. Маркевичем, И. Менухиным, П. Этвашем, П. Нойманном, Г. Кёгелем, Г. Ферро, Ю. Францем.

Участвовал в постановках российских и зарубежных оперных театров в качестве приглашенного солиста: 4 премьеры в Мариинском театре («Волшебная флейта», «Золушка», «Мавра», «Осуждение Фауста»); московские театры им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (премьера оперы В. Беллини «Пират») и «Новая опера» (премьера оперы Г. Доницетти «Мария Стюарт»). Исполнял ведущие партии в зарубежных оперных постановках: Дон Оттавио в «Дон Жуане» В. А. Моцарта (Штутгартская Национальная опера), Фауст в «Осуждении Фауста» Г. Берлиоза (Мюнхенская и Штутгартская национальные оперы), «Симон Боканнегра» Дж. Верди («Бастиль опера» в Париже), «Травиата» Дж. Верди (Пражский национальный театр) и других.

Участвовал в большом количестве фестивалей в России и за рубежом, таких как «Декабрьские вечера», «Русская зима», «Московская осень» в Москве; «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге. Зарубежные фестивали в городах – Эдинбург (Англия); Тур (Франция, фестиваль С. Рихтера «Grange de Meslay»); Бонн (Германия, «Beethoven Marathon»); Штутгарт (Людвигсбургский фестиваль); фестиваль В. Гергиева в Миккеле (Финляндия); фестиваль В. Спивакова в Кальмаре (Франция), оперный фестиваль в Бильбао (Испания), Шлезвиг-Гольштейнский фестиваль (г. Гамбург); фестивали в немецких и австрийских городах (Бад-Киссинген, Сен-Галлен, Йена и др.); Будапештский фестиваль им. Бартока (Венгрия); фестиваль к 100-летию Варшавской филармонии и множество других фестивалей в Западной и Восточной Европе.

Принимал участие во многих первых исполнениях симфонических и камерных произведений. Среди них – Четвертая симфония А. Шнитке, «Реквием» Э. Денисова, запись оперы Н. Каретникова «Тиль Уленшпигель», мировая премьера записи оперы С. Прокофьева «Маддалена» (дирижер Г. Рождественский), мировая премьера записи двух авторских версий «Свадебки» И. Стравинского на фестивале Б. Бартока в Венгрии (дирижер П. Этваш). Первые исполнения вокальных циклов Э. Денисова «На снежном костре» (на стихи А. Блока), «Твой облик милый» (на стихи А. Пушкина). Мировая премьера записи цикла «Финские песни» Д. Шостаковича (Париж). 


Научные труды. Издания. Публикации

  • Педагогические и творческие методы проф. Г. И. Тица. «Советская музыка», 1988
  • «Неизвестный гений». Воспоминания о А. Л. Локшине. «Genesis Publications» (Германия), 1994

Дискография

Выпущено более 20 компакт-дисков с записями камерной, вокально-симфонической и оперной музыки: записаны оперы С. Прокофьева («Маддалена», дирижер Г. Рождественский), И. Стравинского («Мавра», дирижер Т. Фишер, Голландия; «Свадебка», дирижер П. Этваш), Н. Каретникова («Тиль Уленшпигель», дирижер Э. Хачатурян), Каломириса («Протомастер», дирижер Э. Хачатурян).

Восьмая симфония Г. Малера (дирижер Е. Светланов), «Песнь о лесах» Д. Шостаковича (SONY, Большой симфонический оркестр, дирижер В. Федосеев), «Повесть временных лет» Г. Дмитриева (дирижер Г. Рождественский), «Реквием» Э. Денисова, «Реквием» В. Артёмова, «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» И. С. Баха.

С 1972 г. Алексей Мартынов участвовал в фондовых записях Гостелерадио СССР и России. Всего записано более 30 часов музыки: оперы, оперетты, оратории, кантаты, вокальные циклы, романсы и песни композиторов XVII-XX вв., народные песни, записи с симфоническими, камерными, народными, эстрадно-симфоническими коллективами; камерно-инструментальными ансамблями и т. п.