Гурьева
Наталия Валерьевна

  • Кандидат искусствоведения
  • Преподаватель
Гурьева<br /> Наталия Валерьевна

Руководитель Научно-творческого центра церковной музыки

Награждена премией Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ для молодых ученых за научные исследования в области культуры и искусства по научному направлению «Теория и история искусства» в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2001–2005 годы)» (2004)


Родилась в г. Москве. В 1985 г. с отличием окончила Детскую музыкальную школу № 50 г. Москвы по специальности фортепиано (класс Л. А. Жарковой). Занималась в классе органа А. А. Паршина. В 1986 г. с отличием окончила среднюю общеобразовательную школу № 303 г. Москвы.

В 1990 г. с отличием окончила Московское музыкальное училище имени М. М. Ипполитова-Иванова (специальность — теория музыки). Училась у И. Б. Постникова (гармония), Н. С. Серёгиной (сольфеджио), Д. И. Шульгина (современная гармония, импровизация), В. Г. Тарнопольского (инструментовка). В 1996 г. с отличием окончила Московскую консерваторию по специальности «музыковедение».

Училась у В. В. Протопопова, А. И. Кандинского, Ю. А. Фортунатова, Т. Ф. Мюллера, Ю. Н. Холопова, Е. Г. Сорокиной, И. Е. Лозовой, Н. Н. Гиляровой, Е. В. Назайкинского, Е. В. Гладилиной. Дипломная работа «Многоголосные обработки мелодий знаменного и других роспевов по рукописным источникам второй половины XVII — начала XVIII веков» выполнена в классе В. В. Протопопова.

В аспирантуре Московской консерватории занималась по специальности «музыкальное искусство» (научный руководитель — В. В. Протопопов, окончила в 1999 г.). С 1994 г. — сотрудник кафедры истории русской музыки. С 1995 г. — заведующая кабинетом древнерусской музыки и преподаватель. С 1998 г. — младший научный сотрудник, с 2000 г. — научный сотрудник Научно-исследовательского центра древнерусской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского Московской консерватории, с 2006 г. — старший научный сотрудник

В 1993–1999 гг. работала музыкальным редактором на радиостанции «Орфей» и в Музыкальном Центре «Останкино», с 2001 г. — музыкальным корреспондентом в Студии новостей и Студии музыкальных программ ВГТРК «Культура». 

Педагогическая деятельность:

С 1995 г. преподает на кафедре истории русской музыки Московской консерватории — читает лекции по партесному стилю и обзору церковно–певческой культуры второй половины XVII–XVIII вв. в рамках спецкурса истории русской церковной музыки XI–XVII вв. профессора И. Е. Лозовой,  с 1996 года ведёт индивидуальные занятия у музыковедов по анализу песнопений византийской и древнерусской монодии и расшифровкам песнопений византийской и русской крюковой нотаций.

В 1993–1995 гг. преподавала в Московской негосударственной гимназии им. Кирилла и Мефодия. В 2002–2004 гг. читала лекции по истории древнерусской и византийской музыки в Московской регентско-певческой семинарии при храме Богоявления в Китай-городе.

Область научных интересов

Древнерусское многоголосие, партесное пение, знаменное пение, система осмогласия, литургия, музыкальная медиевистика, источниковедение, палеография, кодикология, историческая литургика, певческие рукописи, крюковая и киевская квадратная нотации, связь с церковно-певческой культурой Византии и ее нотацией, реконструкция песнопений.

Доклады на Международных научных конференциях

  • «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского (к 130-летию Московской консерватории)». Международная научно-практическая конференция Научного Центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского Московской консерватории. 3–8 сентября 1996 г., Москва. Доклад на тему: «О различных подходах к гармонизации Херувимской песни в партесных композициях середины XVII  — начала XVIII вв. На материале рукописи ГИМ, Син. певч. собр. 657»
  • «Дни славянской письменности и культуры. А. С. Пушкин: Эпоха, культура, творчество. Традиции и современность». Международная научно-практическая конференция, посвященная 200-летней годовщине со дня рождения поэта. 24–26 мая 1999 г., Владивосток. Доклад на тему: «Осмогласные песнопения Литургии. Творения Стефана Беляева и Петра Норицына (XVII век)»
  • «VIII Международные Рождественские образовательные чтения. Церковные древности». Международная научно-практическая конференция Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. 26–27 января 2000 г., Москва. Доклад на тему: «Восемь гласовых многоголосных циклов Литургии Стефана Беляева и Петра Норицына в рукописи ГИМ (XVII век)»
  • «Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток — Русь — Запад» (к 2000-летию от Рождества Христова). Международная научная конференция Научного Центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского Московской консерватории. 15–19 мая 2000 г., Москва. Доклад на тему: «Осмогласные циклы Литургии Стефана Беляева и Петра Норицына»
  • «История освещает путь современности». К 100-летию со дня рождения В. В. Протопопова: Международная научная конференция. 14–16 октября 2008, Москва. Доклад на тему: «Неопубликованные песнопения Петра Норицына в контексте стилевых особенностей партеса».
  • «Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика» (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского). 12–16 мая 2009 г., Москва. Доклад на тему: «Песнопения Петра Норицына в контексте стилевых особенностей партеса».

Н. Гурьева принимает участие в подготовке международных научно-практических конференций и фестивалей, проводимых Научно-исследовательским центром церковной музыки Московской консерватории. Работала в составе оргкомитетов конференций и фестивалей:

  • «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского (к 130-летию Московской консерватории)». Международная научно-практическая конференция Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского Московской консерватории. 3–8 сентября 1996 г., Москва;
  • «Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток — Русь — Запад» (к 2000-летию от Рождества Христова). Международная научная конференция Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского Московской консерватории. 15–19 мая 2000 г., Москва;
  • «Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток — Русь — Запад». Международная научная конференция Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского Московской консерватории. 23–27 мая 2005 г., Москва;
  • «Традиции литургического пения». Музыкальный фестиваль Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского Московской консерватории. 23–27 мая 2005 г., Москва;
  • «Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика» (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского). 12–16 мая 2009 г., Москва.

Участвовала в проектах, поддержанных Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ):

  • РГНФ, 1996, 96-04-14055, Международная научно-практическая конференция «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (Городецкая Н. В. — исполнитель);
  • РГНФ, 1997, 97-04-06175а, «Из истории древнейших литургических певческих кодексов: уникальные древнерусские Параклитики» (Городецкая Н. В. — исполнитель);
  • РГНФ, 1998, 98-04-16203, «Издание материалов Международной научно-практической конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского». «Гимнология». Вып. 1. Ученые записки кабинета русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского» (Городецкая Н. В. — руководитель);
  • РГНФ, 1998, 98-04-06238, «Каноны древнерусского Параклита конца XII — начала XIII веков: Проблемы реконструкции песнопений знаменной нотации» (Городецкая Н. В. — исполнитель);

В 2004 г. Гурьевой присуждена премия Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ для молодых ученых за научные исследования в области культуры и искусства по научному направлению «Теория и история искусства» в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2001–2005 годы)» за исследование на тему «Осмогласные песнопения чина Литургии многоголосной традиции в рукописных источниках середины XVII — начала XVIII вв.» (автор и руководитель проекта).

Принимала участие в описании книжного фонда библиотеки НИЦ церковной музыки Московской консерватории и создании электронного каталога. Участвует в описании Синодального певческого собрания рукописей (более 1500 певческих книг XV–XVIII вв.), хранящихся в Отделе рукописей Государственного Исторического музея (ГИМ) — совместно с сотрудниками НИЦ церковной музыки Московской консерватории и сотрудниками Отдела рукописей ГИМ. В настоящее время работает над темой «Влияние традиционного древнерусского многоголосия на стилистику ранних форм русского партесного пения».

Контактный e-mail: gourjeva@mosconsv.ru

Научные труды. Издания. Публикации

Научная деятельность Н. Гурьевой посвящена вопросам истории и теории древнерусского многоголосия и стилистике ранних форм русского партесного пения. Существенным этапом ее исследований стало изучение системы осмогласия в русской Литургии конца XVII — начала XVIII веков.

Н. Гурьевой по книгам певческих партий, хранящихся в Государственном историческом музее и Российской национальной библиотеке, составлены партитуры сочинений крупнейших русских авторов XVII-XVIII веков Стефана Беляева и Петра Норицына. Бытование осмогласных многоголосных песнопений в чине Литургии до сих пор остается малоизученной областью в истории отечественной музыки. Составление многоголосных партитур авторских композиций Литургии по книгам певческих одноголосных партий создало необходимый фундамент для изучения этого жанра в творчестве Беляева и Норицына в эпоху бурного развития многоголосия в России XVII — XVIII вв., позволило систематизировать разрозненные сведения о преломлении норм знаменного осмогласия в Службах Божиих (многоголосных Литургиях), а также обогатить представления о церковно-певческой практике и композиторском творчестве этого периода русской истории. Гурьева является автором статей в издании «Православная энциклопедия» под общей редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II («A cappella». Т. 1. М., 2000; «Альт». Т. 2. М., 2001; «Бас». Т. 4. М., 2002; «Беляев». Т. 4. М., 2002; «Дискант». Т. 15 – в печати). Принимает участие в первом издании на русском языке издательством «Астрель» «The New Grove Dictionary…». Автор перевода с английского языка на русский 200 статей.

Редактор (вып. 1) и составитель (вып. 2) издания ученых записок «Гимнология», подготовленных подготовленных Научно-исследовательским центром древнерусской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского (совместно с сотрудниками Центра):

  • «Гимнология. Ученые записки Научного Центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Вып. 1 / Материалы Международной научно-практической конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории) 3-8 сентября 1996 года». Книга 1. Книга 2 / Отв. ред. и составитель И. Е. Лозовая, редакторы Н. Городецкая, О. Живаева. М., 2000 (664 с.)
  • Русское церковное пение XI-XX вв. Исследования, публикации (1917-1999). Библиографический указатель // Гимнология. Ученые записки Научного Центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Вып. 2 / Составители: Лозовая И. Е., Денисов Н. Г., Гурьева Н. В., Живаева О. О. М., 2001 (207 с.)

Опубликованные работы

  • Рецензия на книгу Н. П. Парфентьева «Профессиональные музыканты Российского государства XVI-XVII веков: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки» // Старинная музыка. 1998. № 1 
  • Осмогласные песнопения Литургии. Творения Стефана Беляева и Петра Норицына (XVII век) // Дни славянской письменности и культуры. А. С. Пушкин: Эпоха, культура, творчество. Традиции и современность / Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 200-летней годовщине со дня рождения поэта. 24-26 мая 1999. Ч. II. Владивосток, 1999
  • Гласовые песнопения из «Книг Божественной Литургии» Синодального певческого собрания ГИМ № 1099 // Бражниковские чтения. СПб., 1999
  • О различных подходах к гармонизации Херувимской песни в партесных композициях середины XVII – начала XVIII вв. На материале рукописи ГИМ, Син. певч. собр. 657 // Гимнология. Ученые записки Научного Центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Вып. 1 / Материалы Международной научно-практической конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории) 3-8 сентября 1996 г. Кн. 2. М., 2000
  • Многоголосная Литургия конца XVII века и ее авторы // Старинная музыка. 2000. № 3 
  • Перевод с английского доклада д-ра Димитрия Стефановича (Белград) на Международной научно-практической конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории) 4 сентября 1996 г. и его статьи: Димитрий Стефанович (Белград). Церковно-славянская первооснова // Гимнология. Ученые записки Научного Центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Вып. 1 / Материалы Международной научно-практической конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории) 3-8 сентября 1996 года». Кн. 1. М., 2000
  • Система осмогласия в русской Литургии конца XVII века // Музыкальная академия. 2001. № 3 
  • Восемь гласовых многоголосных циклов Литургии Стефана Беляева и Петра Норицына в рукописи ГИМ (XVII век) // Церковные древности / VIII Международные Рождественские образовательные чтения: Сб. докладов конференции 26-27 января 2000 г. Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. М., 2001
  • Система осмогласия в русской Литургии конца XVII – начала XVIII вв. Произведения Стефана Беляева и Петра Норицына // Из истории русской музыкальной культуры. Памяти Алексея Ивановича Кандинского / Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Кафедра истории русской музыки. Сб. 35. М., 2002
  • Осмогласные циклы Литургии Стефана Беляева и Петра Норицына // Гимнология. Ученые записки Научного Центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Вып. 3 / Материалы Международной научной конференции «Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток – Русь – Запад» (к 2000-летию от Рождества Христова) 15-19 мая 2000 г. М., 2003
  • Применение знаменного осмогласия в древнерусской Литургии // Сборник «Русская музыка XVIII-XX веков. Культура и традиции». Межвузовский сборник научных трудов. Казань, 2003
  • Рецензия «Неизвестные музыкальные листки» на нотное приложение к работе В. В. Носова. М., 2004 (в печати)
  • Задостойники Петра Норицына в рукописях ГИМ и РГБ // «Иду в неведомый мне путь...» Памяти Елены Филипповой / Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сборник 55. М., 2006
  • И книги звучат // Российский музыкант. М., 2010, октябрь
  • Неопубликованные песнопения Петра Норицына в контексте стилевых особенностей партеса // История освещает путь современности. К 100-летию со дня рождения В. В. Протопопова : материалы международной научной конференции. Научно-издательский центр "Московская консерватория", М., 2011
  • К вопросу о стиле партесных гармонизаций. Сочинения Петра Норицына и Стефана Беляева в рукописях ГИМ и РНБ // Гимнология. Вып. 6: Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского). М. 2011

Контактный e-mail: gourjeva@mail.ru