Катаев
Виталий Витальевич

  • Годы работы: 1972 - 1999
  • Заслуженный артист БССР, заслуженный деятель искусств РФ (1993)
  • Профессор
Катаев<br /> Виталий Витальевич

Дирижер, педагог
Заслуженный артист БССР, заслуженный деятель искусств РФ (1993)
Профессор (1985)


Родился 23 декабря 1925 года в Вятке. Его отец – Виталий Петрович Катаев (1893 – 1969) – закончил Горный институт в Екатеринбурге (1917), во время Гражданской войны был адъютантом в Штабе А.В. Колчака. После войны руководил лабораторией Московского технологического института (канд. технич. наук). Увлекался классической музыкой, свободно играл на фортепиано, часто устраивал семейные концерты. Его мать – Вера Алексеевна Катаева (1900–1987) – камерная певица. С 1930-х гг. выпускались грампластинки с записями романсов и песен в ее исполнении.

В. В. Катаев начал заниматься музыкой в ЦМШ (1934) по классу скрипки В. М. Вульфмана, затем А. К. Габриэляна. В 1942 – 1945 служил в армии (в минометной батарее), позднее – в военнных оркестрах, где впервые начал дирижировать. С 1948 работал скрипачом в различных московских оркестрах. В 1951 закончил Музыкальное училище при Московской консерватории (класс Габриэляна). В том же году поступил на отделение оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории (классы К. П. Кондрашина, Е. Я. Рацера) и начал дирижерскую деятельность в Молодежном оркестре ЦДРИ. Регулярно посещал класс Н. П. Аносова, который оказал большое влияние на его формирование как музыканта и дирижера.

По окончании консерватории в 1956 был принят в аспирантуру Ленинградской консерватории в класс Н. С. Рабиновича. Одновременно стал главным дирижером Государственного симфонического оркестра радио и ТВ Карелии (г. Петрозаводск). В 1959 дирижер и педагог Оперной студии Ленинградской консерватории. 

С 1960 возглавил кафедру оперной подготовки ГМПИ им. Гнесиных, совмещая педагогическую работу с концертной деятельностью в Москве. В 1962 – 1972 главный дирижер и художественный руководитель Государтсвеного академического симфонического оркестра Белоруссии (Минск). Активно гастролировал с различными оркестрами в СССР и за рубежом.

По его инициативе в 1966 в Белорусской консерватории была создана кафедра оперно-симфонического дирижирования, которую он возглавлял до 1968 года.

В 1972 – 1974 главный дирижер и художественный руководитель Государственного духового оркестра в Москве. В 1976 был приглашен на пост главного дирижера и художественного руководителя ленинградского Малого театра оперы и балета, в течение полутора лет вел ряд спектаклей, однако не был утвержден на этом посту обкомом КПСС.

В 1970 – 1990-е годы много концертировал. На протяжении почти полувека стоял за симфоническими пультами в Москве, Ленинграде/Санкт-Петербурге, других крупнейших городах России, Закавказья, стран Балтии, а также в Великобритании, Франции, Германии, Норвегии, Финляндии, Венгрии, Югославии, Румынии, Болгарии, Турции. С 1995 гл. дирижер Билькентского симфонического оркестра (BASSO) (Анкара – Билькент, Турция). Вместе с ним выступали М. И. Гринберг, С. Т. Рихтер, Д. Ф. Ойстрах, Э. Г. Гилельс, Я. В. Флиер, М. Л. Ростропович, Л. Б. Коган, И. Менухин, С. Франсуа, Дж.Огдон, М. Фрагер, П.-Л.Эмар, В.В. Третьяков, Г. Л. Соколов, Д. Б. Шафран, А. Б. Любимов, В. В. Крайнев, Р. Р. Керер, Т. П. Николаева, О. М. Каган, Н. Г. Гутман, Н. Н. Шаховская, А. Чикколини, М. Юсиода и другие.

Репертуар дирижера включал реквиемы В.А. Моцарта, Дж.Верди, Г. Берлиоза, «Военный реквием» Б. Бриттена, «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею» И. С. Баха, симфонии и концерты Л. ван Бетховена, П. И. Чайковского, Ф. Шуберта, И. Брамса, А. Дворжака, Ф. Мендельсона, С. В. Рахманинова, С. С.Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, П. Хиндемита, «Песнь о земле» и симфонии Г. Малера, симфонические поэмы Р. Штрауса, сюиты и симфонии И. Ф. Стравинского, «Историю доктора Иоганна Фауста» и симфонии А. Г. Шнитке. В 1963, вскоре после московской премьеры Тринадцатой симфонии Шостаковича, исполнил ее в Минске, проявив тем самым человеческую и творческую бескомпромиссность (симфония шла вразрез с идеологическими установками времени и вызвала критику со стороны властей).

Событийными стали его премьеры в качестве дирижера-режиссера: «Жанна д’Арк на костре» А. Онеггера (полная сценическая постановка; Минск, Рига, Вильнюс, 1969–71; Ленинград, БКЗ «Октябрьский», 1974); «Прометей» А.Н. Скрябина (с полным светоцветовым сопровождением в соответствии с замыслом автора. Ленинград, БКЗ «Октябрьский», 1974, солист Любимов); «Царь Иван Грозный» Прокофьева (театрально-сценическая постановка с участием И. М. Смоктуновского; Минск, Петрозаводск, 1992; Париж, 1992, 1993). Среди других крупных российских и зарубежных премьер – симфония «Иеремия» Л. Бернстайна (1983), «Реквием» Э. В. Денисова (1984), оратории «Преображение…» и «Et exspectum…» О. Мессиана (1985, 1986) и др.

В 1980 исполнил в Москве с БСО Симфонию Э. Грига, не звучавшую 113 лет (титульный редактор первого в мире издания этой партитуры: М., 1985). Осуществил записи на компакт-диски «Реквиема» Денисова, Симфонию №1 Л. Сумеры (Эстония), Симфонию №5 А.Л. Локшина, Камерную симфонию Шостаковича (инструментовка Ю. Цирюка 8-го Квартета Шостаковича).

Немало сил отдал оперному театру как дирижер и режиссер (репертуар насчитывал свыше 30 опер). Режиссурой начал заниматься в 1950-е годы., будучи дирижером Оперной студии Ленинградской консерватории. Среди постановок (в качестве дирижера и режиссера) – оперы «Умница» К. Орфа, «Нежность» В. С. Губаренко, «Человеческий голос» Ф. Пуленка, «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова, «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (Оперная студия Московской консерватории, 1980, Софийская консерватория, 1987). Последняя режиссерская работа – постановка этой оперы в 1999 в Петрозаводской филармонии (после смерти В.В Катаева премьеру оперы осуществил его ученик, дирижер С. Д. Дяченко).

С 1972 преподавал на кафедре оперно-симфонического дирижирования и кафедре оперной подготовки Московской консерватории, воспитав целое поколение певцов и дирижеров. С 1987 регулярно вел
дирижерские мастер-классы в Высшей национальной консерватории в Париже. В 1988 телеканал «La Sept – ARTE» совместно с Министервством культуры Франции снял полнометражный документальный фильм «Мастер-класс Виталия Катаева» (реж. Ж.Л. Комолли, 1-й приз на Международном кинофестивале в Монреале, 1990).

Среди учеников: дирижеры – Г. Бургонь, М. Грановский, И. Жусс, Ф. Кадена, Ф. Каруи, М. Козинец, С. Кофанов, Ж.-Ф. Нажарро, Ж. Нопр, В. Пул, П. Рофэ, З. Шатило; певцы А. Агади, В. Байков, В. Богачев, А. Виноградов, С. Гайдей, Х. Герзмава, О. Гурякова, В.Дубовский, Н. Загоринская, Л. Казарновская, А. Кочинян, М. Светлов (Крутиков), В. Мякотин, Л. Салей, Б. Стаценко, Е. Сон, В. Чернов.

Автор статей, посвященных вопросам интерпретации оперных и симфонических произведений, а также педагогики. Член ВТО (СТД) России.

В 2001 в память о В. В. Катаеве РАО выпустило альбом из 3-х компакт-дисков его концертных записей с Билькентским симфоническим оркестром (BASSO) (Шестая и Десятая симфонии Шостаковича, Третья симфония Рахманинова, Пятая симфония Чайковского). Награжден медалью «За победу над Германией».

Его брат – Игорь Витальевич Катаев (р. 1922) – композитор, пианист, педагог. Окончил Московскую консерваторию как пианист (1950, кл. Л.Н.Оборина) и ГМПИ им. Гнесиных как композитор (1970, кл. А.Г. Чугаева). Солист Московской филармонии. Член СК СССР (РФ). С 1992 профессор Остравской консерватории (Чехия).

Его жена – Любовь Григорьевна Бергер (1931–1999) – музыковед, искусствовед, канд. филос. наук. Окончила Московскую консерваторию как музыковед (у Л.А. Мазеля) и органист (1956, класс А. Ф. Гедике), отделение истории искусств Московского университете (1955). Член СК СССР / РФ, Ассоциации искусствоведов стран СНГ, Международной ассоциации критиков искусства. Автор свыше 20 работ по философии, теории и истории музыки в ее связах с другими видами исккусства.

Его дочь – Ирина Витальевна Катаева (р. 1954) – пианистка, педагог. Окончила Московскую консерваторию по классу Я. И. Мильштейна (1980) и аспирантуру ГМПИ им. Гнесиных по кл. Е. М. Славинской (1985). Наряду с концертной деятельностью в странах Западной Европы и участием в записях компакт-дисков ведет класс фортепиано в Национальной Парижской консерватории музыки и танца. Ее муж – французский пианист П.-Л.Эмар (р. 1957).

Его сын – Григорий Витальевич Катаев (р. 1964) – режиссер. Окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТа и режиссерский фкультет ВГИКа (мастерская М.М. Хуциева). Член Союза киноматографистов.

Умер 12 марта 1999 года в Москве.

Труды:

  • Вновь открытая симфония Э. Грига // СМ. 1986. №6;
  • Выразительная и конструктивная роль ритма в ис-полнительской интерпретации оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» (исполнительско-дирижерский анализ) // Проблемы творчества Моцарта / Науч. труды Моск. конс. М., 1993;
  • Оперная практика для студентов-вокалистов // Рос. музыкант. 1996. февр.;
  • Трудная дорога к 13-й // МЖ. 1996. №7–8;
  • Умирают в России страхи // Русская мысль. 1996. №4146;
  • То же // Шостаковичу посвящается / Сб. статей Моск. конс., 1997;
  • Ритм в исполнительской интерпретации 1-й части 5-й симфонии Бетхо-вена // Инструментальная музыка классицизма: вопросы теории исполнительства / Науч. труды Моск. конс. Вып. 22. М., 1998.

Литература о педагоге:

  • Ладыгина А. Слушая Тринадцатую симфонию // Белорусская правда. 1963. 2 апр.;
  • Паверман М. Первые встречи // Веч. Свердловск. 1966. 7 апр.;
  • Домаркас Ю. В гостях – Минский симфонический // Сов. Литва. 1967. 27 марта;
  • Печерский П. Жанна на костре // Сов. Латвия. 1971. 17 марта;
  • Юдин Г. За пультом – гости москвичей // СМ. 1971. №6;
  • Сибирский В. Письмо незнакомки // МЖ. 1980. №7;
  • Рулина О. Нежность человеческого голоса // Сов. музыкант. 1980. №16;
  • Воронин В. Концертный дебют «Фауста» // Там же. 1982. №3;
  • Березина М. Свет и нежность [к выпуску записи «Реквиема» Э. Денисова] // Мелодия. 1989. №3;
  • Казарновская Л. Памяти Виталия Катаева // Независимая газета. 1999. 16 марта;
  • Ауфтакт Виталия Катаева // Cев. курьер. 1999. 18 марта.
  •  

Участник Великой Отечественной войны.Заслуженный артист Белоруссии (1966).
Награжден медалями: «За победу над Германией» и другими.
Член Всесоюзного театрального общества (1967).
Член Союза театральных деятелей России (1992).
Возглавлял многие симфонические оркестры.
С 1995 г. главный дирижер Билькентского Академического симфонического оркестра BASSO (Анкара-Билькент, Турция).

 


Педагогическая деятельность:

По окончании аспирантуры в 1959 г. Катаев занимает должность дирижера и педагога Оперной студии Ленинградской консерватории.

С 1960 г. возглавляет кафедру Оперной подготовки Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, совмещая педагогическую работу с концертной деятельностью в Москве.

С 1964 г. преподавал в Белорусской консерватории (Белорусская государственная академия музыки). В 1968 г. по его инициативе в Белорусской консерватории создается кафедра оперно-симфонического дирижирования, которую он возглавлял до 1969 г.

С 1972 по 1999 г. Катаев преподавал на кафедре оперно-симфонического дирижирования и кафедре оперной подготовки Московской консерватории, с 1985 г. – профессор.

Учебные курсы, мастер-классы:

С 1987 г. регулярно вел дирижерские мастер-классы в Высшей Национальной консерватории в Париже.

В 1988 г. телеканал La Sept – ARTE совместно с Министерством культуры Франции сняли полнометражный документальный фильм «Мастер-класс Виталия Катаева» (режиссер Ж. Л. Комолли, I Приз на Международном кинофестивале в Монреале, 1990).

Ученики:

Среди его учеников – дирижеры Ф. Кадена, С. Дяченко, М. Грановский, М. Козинец, С. Кофанов, З. Шатило, И. Жусс, Г. Бургонь, Ф. Каруи, В. Пул, П. Рофэ, Ж.-Ф. Нажарро, Ж. Нопр; певцы А. Агади, В. Байков, В. Богачёв, А. Виноградов, С. Гайдей, Х. Герзмава, О. Гурякова, В. Дубовской, Н. Загоринская, Л. Казарновская, А. Кочинян, М. Крутиков, В. Мякотин, Л. Салей, Б. Стаценко, Е. Сон, В. Чернов и другие.

Концертная деятельность. Основной репертуар:

В 1956 г. Катаева пригласили занять пост главного дирижера Государственного симфонического оркестра радио и телевидения Карелии (г. Петрозаводск), где Катаев зарекомендовал себя не только как яркий интерпретатор классики, но как исполнитель ряда новых сочинений современной музыки. В 1962 г. Катаев принимает приглашение занять пост главного дирижера и художественного руководителя Государственного Академического симфонического оркестра Белоруссии (Минск). Артистическая инициатива, искренняя эмоциональность, блистательные профессиональные данные и уникальный дар общения определяют стремительный успех Катаеву на этом посту, где он остается в течение 10 лет. Многочисленные гастроли с различными оркестрами в СССР и за рубежом утверждают его признание и авторитет.

Катаев был одним из первых дирижеров, кто своим исполнением музыки современных композиторов «открыл дверь» в новую эпоху для отечественной публики. В 1963 г. он исполнил в Минске 13-ю симфонию Д. Шостаковича – вскоре после московской (мировой) премьеры, вызвавшей острую критику официального советского руководства. Многие концерты и гастроли Катаева ломали советские стереотипы восприятия современной западной музыки. Смелость, необходимая для исполнения сочинений некоторых советских авторов и композиторов новой западной школы, рождалась из ясного понимания своей художественной цели. Эта артистическая бескомпромиссность и отказ вступить в Коммунистическую партию в дальнейшем отразились на карьере Катаева, лишив его многих возможностей и более высокого положения в официальной музыкальной иерархии страны.

  В 1972-1974 гг. Катаев был главным дирижером и художественным руководителем Государственного духового оркестра России в Москве.  В 1976 г. был приглашен на пост главного дирижера и художественного руководителя Ленинградского Малого театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского, где осуществил юбилейную постановку «Революцией рожденный» (1977), в течение полутора лет вел ряд спектаклей, но по идеологическим причинам не был утвержден на посту Ленинградским обкомом КПСС. В течение 1970-1990-х гг. продолжал много концертировать.

На протяжении почти полувека Катаев стоял за пультом симфонических оркестров Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга), крупнейших городов России, столиц Закавказья и стран Балтии, известных оркестров Великобритании, Франции, Германии, Норвегии, Финляндии, Венгрии, Югославии, Румынии, Болгарии и Турции. С 1995 г. Катаев был главным дирижером Билькентского Академического симфонического оркестра ВАSSO (Анкара-Билькент, Турция).  Вместе с Катаевым на сцене выступали С. Т. Рихтер, Д. Ф. Ойстрах, Э. Г. Гилельс, Я. В. Флиер, М. Л. Ростропович, Л. Б. Коган, И. Менухин, С. Франсуа, Дж. Огдон, М. Фрагер, П.-Л. Эмар, В. В. Третьяков, Г. Л. Соколов, Д. Б. Шафран, А. Б. Любимов, В. В. Крайнев, Р. Р. Керер, Т. П. Николаева, О. М. Каган, Н. Г. Гутман, Н. Н. Шаховская, А. Чикколини, М. Юшиода и другими.

Репертуар дирижера был необычайно широк. В его концертах звучали реквиемы В. А. Моцарта, Дж. Верди, Г. Берлиоза, «Военный реквием» Б. Бриттена, «Страсти» И. С. Баха, симфонии и концерты Л. ван Бетховена, П. И. Чайковского, Ф. Шуберта, Й. Брамса, А. Дворжака, Ф. Мендельсона, С. В. Рахманинова, П. Хиндемита, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, «Песня о Земле» и симфонии Г. Малера, симфонические поэмы Р. Штрауса, сюиты и симфонии И. Ф. Стравинского, «История доктора Иоганна Фауста» и симфонии А. Г. Шнитке, несколько фундаментальных циклов западной музыки ХХ века. Событиями были премьеры Катаева в качестве дирижера-режиссера: оратория А. Онеггера «Жанна д’Арк на костре», полная театрально-сценическая постановка (Минск, Рига, Вильнюс, 1969-1971; Ленинград, Большой концертный зал «Октябрьский», 1974); поэма «Прометей» А. Н. Скрябина с полным цвето-световым сопровождением по замыслу автора (Ленинград, Большой концертный зал «Октябрьский», 1974, солист А. Б. Любимов); оратория С. С. Прокофьева «Царь Иван Грозный», театрально-сценическая постановка с участием И. Смоктуновского (Минск, Петрозаводск, 1992; Париж, 1992-1993). Среди других крупных российских и зарубежных премьер дирижера – симфония № 1 «Иеремия» Л. Бернстайна (1983), «Реквием» Э. В. Денисова (1984), оратории «Преображение...» и «Еt ехресtum...» О. Мессиана в 1985-1986 гг., симфонии М. Блёза (Франция), К. Нистеда (Норвегия), Ф. Тишхаузера (Швейцария) в 1987-1990 гг.

Впервые после 113-летнего перерыва в 1980 г. Катаев исполнил в Москве с Большим симфоническим оркестром симфонию Э. Грига и стал титульным редактором первого в мире издания этой партитуры (М., Музыка, 1985).   Немало творческих сил Катаев отдал оперному театру, где сумел выразить себя не только как музыкальный руководитель и дирижер, но и как режиссер, поставив несколько спектаклей. Обладая острым драматическим чутьем, внес свою лепту в попытки разрешить традиционное для оперы противоречие между пением и драматическим действием на сцене.  Режиссурой начал заниматься в 1950-е гг. в Оперной студии Ленинградской консерватории (одновременно являясь дирижером спектаклей).   Дирижерско-режиссерскими постановками Катаева были оперы «Умница» К. Орфа, «Нежность» В. Губаренко, «Человеческий голос» Ф. Пуленка, «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова (Калининградский музыкальный театр, 1998), «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (Оперная студия Московской консерватории, 1980; Cофийская консерватория, 1987).

Последней режиссерской работой Катаева стала постановка этой оперы в начале 1999 г. в Петрозаводске с участием Петрозаводской филармонии, Государственного симфонического оркестра Карелии, Петрозаводской консерватории и Государственного музыкального театра Карелии (после смерти Катаева премьеру осуществил его ученик, дирижер С. Д. Дяченко).  В репертуаре Катаева было более 30 опер В. А. Моцарта, Дж. Россини, Дж. Верди, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Ж. Бизе, К. Вебера, Ш. Гуно и других авторов. Умер 12 марта 1999 г. в г. Москве.   В 2001 г. в память о Катаеве Российским Авторским Обществом выпущен альбом из 3-х компакт-дисков его концертных записей с Билькентским Академическим cимфоническим оркестром BASSO (6-я и 10-я симфонии Д. Шостаковича, 3-я симфония С. Рахманинова, 5-я симфония П. Чайковского).

Научные труды. Издания. Публикации:

Катаев является автором статьей, посвященных вопросам интерпретации оперных и симфонических произведений, а также педагогики, в том числе:

  • Выразительная и конструктивная роль ритма в исполнительской интерпретации оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» (исполнительско-дирижерский анализ) // Сборник «Проблемы творчества Моцарта». Научн. труды Моск. конс. Вып. 5, М., 1993
  • Ритм в исполнительской интерпретации 1 части 5-й Симфонии Бетховена // Сборник «Инструментальная музыка классицизма: вопросы теории исполнительства». Научн. труды Моск. конс. Вып. 22. М., 1998
  • Оперная практика для студентов-вокалистов // Российский музыкант, 1996, февраль
  • «Травиата» на сцене Большого Зала» // Советский музыкант, 1984, № 6, 18 апреля
  • Симфония Грига // Советский музыкант, 1980, № 17, 31 декабря
  • Симфонию Грига открыла Москва // Музыкальная жизнь, 1981, № 15 
  • Вновь открытая симфония Э. Грига // Советская музыка, 1986, № 6  
  • Трудная дорога к 13-й // Музыкальная жизнь, 1996, № 7-8
  • Умирают в России страха // Русская мысль, 1996, № 4146; перепечатано в книге «Шостаковичу посвящается». Сб. ст., МГК, Композитор, 1997
  • «Мелкий жизненный случай в практике великого композитора» // Экран и сцена, 1997, № 3/367
    и другие.

Дискография

Записал диски с такими редко исполняемыми сочинениями, как «Реквием» Э. В. Денисова, Симфония № 1 Лепо Сумера (Эстония), Симфония № 5 А. Л. Локшина, Камерная симфония Д. Д. Шостаковича.

Публикации об этом педагоге:

  • «Kataev Vitaly» («International Who’s Who in Music» /«Кто есть кто в музыке»/, энциклопедический справочник, 14-е изд., 1994, Кембридж, Англия)
  • «Современные дирижеры». Cост. Л. Григорьев, Я. Платек. М., Советский композитор, 1969
  • Ладыгина А. «Слушая Тринадцатую симфонию» // Белорусская Правда, 1963, 2 апреля
  • Клименко Е. «Хорошая традиция» // Советская Латвия, 1964, 29 октября
  • Паверман М. «Первые встречи» // Вечерний Свердловск, 1966, 7 апреля
  • Фридлендер А. «Встречи, которые радуют» // Уральский рабочий, 1966, 5 марта
  • Ладыгина А. «Воспитание музыкой» // Советская Белоруссия, 1966, 17 мая
  • Домаркас Ю. «В гостях – Минский симфонический» // Советская Литва, 1967, 27 марта
  • Печерский П. «Жанна на костре» // Советская Латвия, 1971, № 63, 17 марта
  • Печерский П. «Концерт друзей» // Советская Латвия, 1967, № 70, 24 марта
  • Браун И. «Жанна д’Арк на костре» // Ригас Балсс, 1971, № 63, 17 марта
  • Юдин Г. «За пультом – гости москвичей» // Советская музыка, 1971, № 6  
  • Федорова Н. «Жанна в пламени» // Советская культура, 1974, № 33, 23 апреля
  • «В музыкальных театрах» // Музыкальная жизнь, 1974, № 8  
  • Сибирский В. «Письмо незнакомки» // Музыкальная жизнь, 1980, № 7  
  • Рулина О. «Нежность человеческого голоса» // Советский музыкант, 1980, № 16 
  • Воронин В. «Концертный дебют “Фауста”» // Советский музыкант, 1982, № 3, 24 февраля
  • Мнацаканов В. «Радость открытий» // Советская Белоруссия, 1983, 9 марта
  • Концертное обозрение: Ленинград, 1987 // Советская музыка, 1988, № 2  
  • Березина М. «Свет и нежность» (к выпуску записи «Реквиема» Э. Денисова), М., Мелодия, 1989, № 3  
  • Шелихин В. «Извлекать чарующие звуки» // Вечерний Минск, 1990, № 21, 25 января
  • Говорова Е. «Московская профессура была изумлена» // Каскад (Петрозаводск), 1998, № 23, 5 февраля
  • Данейко Е. «Музыка вне времени» // Белорусская деловая газета, 1998, № 490, 6 августа
  • «И Моцарт в птичьем гаме» // Губерния (Петрозаводск), 1999, № 23, 10 июня
  • Казарновская Л. «Памяти Виталия Катаева» // Независимая газета, 1999, № 46, 16 марта
  • Столярчук К. «Симфония о смысле бытия» // Вечерний Минск, 1999, № 49, 16 марта
  • «Ауфтакт Виталия Катаева» // Северный Курьер, 1999, № 61, 18 марта