Кандинский
Алексей Иванович

  • Годы работы: 1948 - 2000
  • Доктор искусствоведения
  • Заслуженный деятель искусств РФ (1969).
  • Профессор
Кандинский<br /> Алексей Иванович

Родился 24 февраля 1918 г.

Обучение

  • 1931–1935. Музыкальная школа имени М. М. Ипполитова-Иванова (класс фортепиано профессора В. Н. Аргамакова)
  • 1935–1939. Училище имени М. М. Ипполитова-Иванова (класс фортепиано профессора В. Н. Аргамакова)
  • 1939–1941; 1946–1948. Московская консерватория (историко-теоретический факультет, специальный класс истории музыки профессора Ю. В. Келдыша). Дипломная работа: «Первая и Третья редакции оперы Римского-Корсакова “Псковитянка”» [Проучившись два года, в августе 1941 г. ушел на фронт, а вернуться к учебе смог только в октябре 1946 г. Несмотря на такой перерыв, он окончил консерваторию досрочно (за четыре года)!] [Среди других педагогов в консерватории – И. В. Способин, Т. Н. Ливанова, Н. В. Туманина и другие]
  • 1948–1950. Аспирантура Московской консерватории (кафедра истории русской музыки, научный руководитель профессор Ю. В. Келдыш). Кандидатская диссертация «Проблема народности в оперном творчестве Н. А. Римского-Корсакова 60–70-х годов» (защищена в 1956 г.)

Круг научных интересов включает все, что касается истории русской музыки, в частности:

  • общие вопросы развития русского музыкального искусства;
  • творчество отдельных русских композиторов (Римский-Корсаков, Мусоргский, Рахманинов; а также Даргомыжский, Балакирев, Лядов, Пейко);
  • проблемы сценической интерпретации русской оперной классики.

Общественно-музыкальная деятельность А. И. Кандинского включала в себя: написание научных трудов, чтение лекций (как учебных, так и популярных) по всему курсу истории русской музыки, составление и редактирование учебников и сборников, консультирование в нотных изданиях, рецензирование различных материалов, участие во многих Ученых и Художественных советах (в том числе Большого театра), научное руководство дипломными и диссертационными работами, оппонирование диссертационных работ и многое другое.

Умер 4 октября 2000 г. в г. Москве.

В 1959-1992 гг. заведующий кафедрой истории русской музыки.
Потомственный почетный гражданин России.
Участник Великой Отечественной войны. Кавалер орденов «Красная звезда» и «Отечественной войны» I степени.


Педагогическая деятельность: 

Будучи аспирантом начал преподавательскую деятельность на кафедре истории русской музыки.

  • 1948–1950. Ассистент
  • 1950–1958. Преподаватель
  • 1958–1974. Доцент
  • 1974–2000. Профессор
  • 1959–1992. Заведующий кафедрой

В 1956–1957 учебном году читал курсы лекций по истории зарубежной и русской музыке в Тяньцзиньской консерватории (Китай).

Ученики:

Дипломный и диссертационный классы А. И. Кандинского закончили более тридцати человек, среди них известные музыковеды и педагоги ведущих учебных заведений Москвы:

  • профессор Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова Н. Б. Андрианова
  • кандидат искусствоведения, доцент Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке М. Н. Астахова
  • преподаватель Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории М. Н. Егорова
  • редактор издательства «Музыка» К. В. Кондахчан
  • преподаватель Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории И. М. Молчанова
  • кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории, преподаватель Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории В. П. Павлинова
  • доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории Е. Г. Сорокина [Полный список учеников А. И. Кандинского см. Алексей Иванович Кандинский: Воспоминания. Статьи. Материалы. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 246–248]

Лекции же А. И. Кандинского прослушали в разное время сотни и сотни выпускников Московской консерватории самых разных специальностей, в том числе большинство нынешнего профессорско-преподавательского состава этого вуза. «География» учеников А. И. Кандинского включает не только Россию и республики бывшего СССР, но и многие зарубежные государства.

Научные труды. Издания. Публикации:

Основные труды А. И. Кандинского

    Дипломная работа и диссертации
  • Первая и Третья редакции оперы Римского-Корсакова «Псковитянка»: Дипломная работа. Московская консерватория, 1948. 153 с. [Научный руководитель – Ю. В. Келдыш]
  • Проблема народности в оперном творчестве Н. А. Римского-Корсакова 60–70-х годов: Дис. … канд. иск. Московская консерватория, 1956. 619 с. [Научный руководитель – Ю. В. Келдыш]
  • Н. А. Римский-Корсаков: Дис. … д-ра иск. Московская консерватория, 1984. 312 с. 
    Книги и брошюры
  • Симфонические произведения М. А. Балакирева. М.; Л.: Музгиз, 1950. 87 с.; 2М.: Музгиз, 1960. 144 с. 
  • а) Оперы Рахманинова. М.: Музгиз, 1956. 60 с. 
  • б) Оперы С. В. Рахманинова. М.: Музгиз, 1960. 48 с.; 2М.: Музыка, 1979. 48 с. 
  • Балет «Жанна д’Арк» Н. И. Пейко. М.: Музгиз, 1959. 64 с. 
  • История русской музыки. Т. II: Вторая половина XIX века. Кн. 2: Н. А. Римский-Корсаков. М.: Музыка, 1979. 280 с.; 2М.: Музыка, 1984. 312 с.
    Учебные программы
  • История русской музыкальной культуры (от истоков до 1917 года) // История музыки народов СССР (от истоков до 1917 года): Программа-конспект для музыкальных вузов. М.: Методический кабинет по учебным заведениям искусств Министерства культуры СССР, 1971. С. 8-62; [2]История музыки народов СССР: Программа-конспект для музыкальных вузов. М.: Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры Министерства культуры СССР, 1979. Раздел I. С. 16-71; [3]История музыки народов СССР (до Великой Октябрьской социалистической революции): Программа для музыкальных вузов. М.: Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры Министерства культуры СССР, 1987. С. 11-96
    Статьи, главы, рецензии, предисловия [(всего более 140)]
  • О музыкальных характеристиках в творчестве Римского-Корсакова 90-х годов // Римский-Корсаков: Исследования. Материалы. Письма. Т. I. М.: Академия наук СССР, 1953. С. 79–144
  • Заметки о «Золотом петушке» // Советская музыка. 1958. № 6. С. 24–32
  • Предисловие // Шебалин В. Я. Соната для скрипки и фортепиано. М.: Музгиз, 1959. С. 3–4
  • а) Н. А. Римский-Корсаков // Русская музыкальная литература. Вып. 3. Л.: Музгиз, 1959. С. 3–179; 2Л.: Музыка, 1967. С. 3–177; 3Л.: Музыка, 1972. С. 3–177; 4Л.: Музыка, 1976. С. 3–177; 5Л.: Музыка, 1981. С. 3–177; 6Л.: Музыка, 1983. С. 3–190; 7Л.: Музыка, 1986. С. 3–190
  • б) Н. А. Римский-Корсаков // Русская музыкальная литература. Вып. 3. [8]М.: Музыка, 2004. С. 3–207
  • Большой композитор, педагог, музыкант [об М. М. Ипполитове-Иванове] // Советский музыкант. 1959. № 34. 30 ноября. С. 2 
  • А. К. Лядов // История русской музыки. Т. III. М.: Музгиз, 1960. С. 71–94
  • С. В. Рахманинов // История русской музыки. Т. III. М.: Музгиз, 1960. С. 237–292
  • [Предисловие] // Балакирев М. А. В Чехии: Симфоническая поэма: Партитура. М.: Музгиз, 1960. С. 2–3
  • Предисловие // Чайковский П. И. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром / Переложение для двух фортепиано. М.: Музгиз, 1961. С. 3 
  • На рубеже двух веков [о Глазунове] // Советская музыка. 1961. № 3. С. 63–69
  • С. В. Рахманинов // Русская музыкальная литература. Вып. 4. Л.: Музгиз, 1962. С. 188–256; 2Л.: Музыка, 1969. С. 177–234; 3Л.: Музыка, 1973. С. 177–234; 4Л.: Музыка, 1977. С. 177–234; 5Л.: Музыка, 1982. С. 181–240; 6Л.: Музыка, 1985. С. 181–240; 7Л.: Музыка, 1986. С. 181–240
  • Предисловие // Глазунов А. К. Симфония № 6: Партитура. М.: Музгиз, 1963. С. III–XIII
  • 1906–1917 годы // Московская консерватория: 1866–1966. М.: Музыка, 1966. С. 230–281
  • 1945–1965 годы // Московская консерватория: 1866–1966. М.: Музыка, 1966. С. 369–407
  • Дорога в Китеж // Театр. 1966. № 10. С. 100–106
  • Симфонические сказки Римского-Корсакова 60-х годов (Русская музыкальная сказка между «Русланом» и «Снегурочкой») // От Люлли до наших дней. М.: Музыка, 1967. С. 105–144
  • Памятники русской культуры // Советская музыка. 1968. № 3. С. 74–79
  • Рождение весенней сказки // Советская музыка. 1969. № 3. С. 52–63
  • Когда молчат классики // Советская музыка. 1969. № 6. С. 32–38
  • Сцена «Под Кромами» в драматургии «Бориса Годунова» // Советская музыка. 1970. № 3. С. 105–109
  • «Хованщина» в редакции Шостаковича // Театр. 1970. № 7. С. 32–36
  • Из истории русского симфонизма конца XIX – начала XX века // Из истории русской и советской музыки. [Вып. 1.] М.: Музыка, 1971. С. 3–28
  • Обращение к русской классике // Советская музыка. 1971. № 7. С. 49–55
  • а) А. С. Даргомыжский // История русской музыки. Т. I: От древнейших времен до середины XIX века. М.: Музыка, 1972. С. 509–579; 2М.: Музыка, 1973. С. 509–579; 3М.: Музыка, 1980. С. 527–607
  • б) А. С. Даргомыжский // История русской музыки. Вып. 2: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский. 4М.: Музыка, 1987. С. 121–210
  • в) А. С. Даргомыжский // История русской музыки. Вып. 1. М.: Музыка, 1999. С. 474–541
  • Творческий поиск // Советская музыка. 1972. № 1. С. 72–82
  • Заметки о Глинке и его «Руслане»: Новый спектакль в Большом театре // Советская музыка. 1972. № 12. С. 102–121
  • Балакирев М. А. // Музыкальная энциклопедия. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1973. Стб. 284–289
  • Беляевский кружок // Музыкальная энциклопедия. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1973. Стб. 404–405
  • О симфонизме Рахманинова: Очерк первый // Советская музыка. 1973. № 4. С. 83–93
  • Симфонизм Рахманинова и его поэма «Колокола»: Очерк второй // Советская музыка. 1973. № 6. С. 88–98; № 7. С. 86–98
  • Лядов А. К. // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1976. Стб. 366–369
  • Римский-Корсаков [1890–1900-е годы] // Музыка XX века. Очерки: Ч. I (1890–1917): Кн. 2. М.: Музыка, 1977. С. 5–44
  • Опыт реконструкции // Советская музыка. 1977. № 3. С. 63–70
  • Музыкознание как социальная, гуманитарная наука // Советская музыка. 1977. № 6. С. 68–70
  • Русская классика в Большом театре СССР // Советская музыка. 1977. № 7. С. 63–79
  • Пейко Н. И. // Музыкальная энциклопедия. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1978. Стб. 222–223
  • Наедине со сказкой // Правда. 1978. 30 октября. С. 3 
  • [Вступительная статья] // Александр Николаевич Скрябин [:Альбом]. М.: Музыка, 1979. С. 7–17; 2М.: Музыка, 1980. С. 7–17
  • В свете современного исторического музыкознания // Советская музыка. 1980. № 3. С. 112–119
  • О реализме и романтизме в русской музыке второй половины XIX века // Вопросы методологии советского музыкознания. М.  Московская консерватория, 1981. С. 19–43
  • [Вступительная статья] // С. В. Рахманинов [:Альбом]. М.: Музыка, 1982. С. 5–11; 2М.: Музыка, 1988. С. 5–11
  • Литературное наследие Рахманинова // Советская музыка. 1982. № 6. С. 91–102
  • Дилогия Прокофьева на оперной сцене // Советская музыка. 1983. № 6. С. 40–45
  • Художественный образ Грузии в русской музыке XIX века // Пути интернационализации музыкальной культуры: Русско-грузинские музыкальные связи. Тбилиси: Хеловнеба, 1984. С. 42–66
  • Классика на оперной сцене: К вопросу о творческой интерпретации // Советская музыка. 1986. № 11. С. 42–55
  • Жанр «славянских» произведений в русской музыке: Их культурно-исторические и музыкальные истоки // Некоторые проблемы отечественной музыкальной культуры (Генезис и эволюция жанров. Своеобразие творческой личности). М.: Московская консерватория, 1987. С. 141–161
  • Высокая сказка или «веселое представление»? // Советская музыка. 1988. № 10. С. 28–34
  • «Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков (К вопросу об интерпретации памятника) // Рахманинов С. В. Всенощное бдение. М.: Музыка, 1989. С. 73–78
  • «Симфонические танцы» Рахманинова (К проблеме историзма) // Советская музыка. 1989. № 1. С. 92–100; № 2. С. 76–84
  • Мусоргский и русская музыка начала XX века: Некоторые параллели и сопоставления // М. П. Мусоргский. Современные проблемы интерпретации (К 150-летию со дня рождения). М.: Московская консерватория, 1990. С. 5–27
  • Цена подлинника // Советская музыка. 1990. № 8. С. 42–49
  • «Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков // Советская музыка. 1991. № 5. С. 4–9; № 7. С. 91–97
  • Песнопения Всенощного бдения в интерпретации Рахманинова (Из истории памятников русской хоровой музыки) // Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2. М.: Московская консерватория, 1992. С. 183–186
  • О трагическом в «Борисе Годунове» Мусоргского // О композиторском и исполнительском творчестве русских музыкантов. М.: Московская консерватория, 1993. (Науч. труды. Сб. 3) С. 88–107
  • Литургия святого Иоанна Златоуста [Рахманинова] // Музыкальная академия. 1993. № 3. С. 148–155
  • От издателя // Рахманинов С. В. Благослови, душе моя, Господа. М.: Московская консерватория, 1994. С. 2 
  • Хоровой цикл ор. 31 С. В. Рахманинова в контексте литургического богослужения // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873–1993). М.: Московская консерватория, 1995. (Науч. труды. Сб. 7.) С. 15–29
  • а) О прошлом // Музыкальная академия. 1995. № 2. С. 2–9
  • б) О прошлом // Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны. М.: Московская консерватория, 2005. С. 210–229
  • О Литургии ор. 31 Рахманинова // Келдышевский сборник: Музыкально-исторические чтения памяти Ю. В. Келдыша, 1997. М.: Государственный институт искусствознания, 1999. С. 176–183
  • Хоровые циклы Рахманинова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Вып. 1. М.: Композитор, 1999. С. 66–117
  • История и легенда: Образ Псковитянки в опере Римского-Корсакова // Николай Андреевич Римский-Корсаков. К 150-летию со дня рождения и 90-летию со дня смерти. М.: Московская консерватория, 2000. (Науч. труды. Сб. 30) С. 9–36
  • О религиозно-нравственной основе «Хованщины» М. П. Мусоргского // Из истории русской музыкальной культуры. Памяти Алексея Ивановича Кандинского. М.: Московская консерватория, 2002. (Науч. труды. Сб. 35.) С. 7–30
  • [Воспоминания] // Алексей Иванович Кандинский: Воспоминания. Статьи. Материалы. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 23–53
  • Кандинский А. И. Статьи О русской музыке. Москва, Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2010.
  • Программа курса истории русской музыки до Великой Октябрьской социалистической революции для консерваторий. М.: Отдел учебных заведений Министерства культуры СССР, 1958. 73 с. (редакция)
  • Московская консерватория: 1866–1966. М.: Музыка, 1966. 727 с. (участие в редколлегии)
  • Из истории русской и советской музыки. [Вып. 1.] М.: Музыка, 1971. 336 с. (составление и редакция)
  • а) История русской музыки. Т. I: От древнейших времен до середины XIX века. М.: Музыка, 1972. 592 c.; 2М.: Музыка, 1973. 596 с.; 3М.: Музыка, 1980. 624 с. (общая редакция)
  • б-1) История русской музыки. Вып. 1: С древнейших времен до середины XIX века. 4М.: Музыка, 1990. 432 с. (общая редакция)
  • б-2) История русской музыки. Вып. 2: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский. 4М.: Музыка, 1987. 222 с. (общая редакция)
  • в) История русской музыки. Вып. 1. М.: Музыка, 1999. 560 с. (участие в общей редакции)
  • Музыка и современность. Вып. 8. М.: Музыка, 1974. 279 с. (участие в редколлегии)
  • Музыка и современность. Вып. 9. М.: Музыка, 1975. 352 с. (участие в редколлегии)
  • Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. М.: Музыка, 1976. 360 с. (составление)
  • Музыка и современность. Вып. 10. М.: Музыка, 1976. 257 с. (участие в редколлегии)
  • Проблемы образования и воспитания в музыкальном вузе. М.: Московская консерватория, 1978. 123 с. (участие в редколлегии)
  • Александр Николаевич Скрябин [:Альбом]. М.: Музыка, 1979. 216 с.; 2М.: Музыка, 1980. 216 с. (редакция, комментарии)
  • Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке. М.: Московская консерватория, 1980. 214 с. (составление, редакция и общая редакция)
  • Вопросы методологии советского музыкознания. М.: Московская консерватория, 1981. 194 с. (общая редакция)
  • История русской музыки. Т. II: Вторая половина XIX века. Кн. 3: П. И. Чайковский. М.: Музыка, 1981. 312 с.; 2М.: Музыка, 1986. 280 с. (общая редакция)
  • С. В. Рахманинов [:Альбом]. М.: Музыка, 1982. 192 с.; 2М.: Музыка, 1988. 192 с. (общая редакция, тексты)
  • История русской музыки: В 10 т. Т. 1: Древняя Русь. XI–XVII века. М.: Музыка, 1983. 384 с. (участие в редколлегии)
  • Проблемы стилевого обновления в русской классической и советской музыке. М.: Московская консерватория, 1983. 140 c. (общая редакция)
  • История русской музыки: В 10 т. Т. 2: XVIII век. Ч. 1. М.: Музыка, 1984. 336 с. (участие в редколлегии)
  • История русской музыки: В 10 т. Т. 3: XVIII век. Ч. 2. М.: Музыка, 1985. 424 с. (участие в редколлегии)
  • История русской музыки: В 10 т. Т. 4: 1800–1825. М.: Музыка, 1986. 416 с. (участие в редколлегии)
  • Некоторые проблемы отечественной музыкальной культуры (Генезис и эволюция жанров. Своеобразие творческой личности). М.: Московская консерватория, 1987. 162 с. (составление и общая редакция)
  • История русской музыки: В 10 т. Т. 5: 1826–1850. М.: Музыка, 1988. 520 с. (участие в редколлегии)
  • История русской музыки: В 10 т. Т. 6: 50–60-е годы XIX века. М.: Музыка, 1989. 384 с. (участие в редколлегии)
  • П. И. Чайковский. К 150-летию со дня рождения: Вопросы истории, теории и исполнительства. М.: Московская консерватория, 1990. 138 с. (общая редакция)
  • П. И. Чайковский: Вопросы истории и теории. Сб. 2. М.: Московская консерватория, 1991. 144 с. (общая редакция)
  • О композиторском и исполнительском творчестве русских музыкантов. М.: Московская консерватория, 1993. (Науч. труды. Сб. 3.) 188 с. (составление и редакция)
  • История русской музыки: В 10 т. Т. 7: 70–80-е годы XIX века. Ч. 1. М.: Музыка, 1994. 480 с. (участие в редколлегии)
  • История русской музыки: В 10 т. Т. 8: 70–80-е годы XIX века. Ч. 2. М.: Музыка, 1994. 536 c. (участие в редколлегии)
  • История русской музыки: В 10 т. Т. 9: Конец XIX – начало XX века. М.: Музыка, 1994. 454 с. (участие в редколлегии)
  • С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873–1993). М.: Московская консерватория, 1995. (Науч. труды. Сб. 7) 185 с. (составление и редакция)
  • П. И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти (1893–1993). М.: Московская консерватория, 1995. (Науч. труды. Сб. 12) 118 с. (участие в составлении и редакции)
  • История русской музыки: В 10 т. Т. 10А: 1890–1917-е годы. М.: Музыка, 1997. 543 с. (участие в редколлегии)
  • Николай Андреевич Римский-Корсаков. К 150-летию со дня рождения и 90-летию со дня смерти. М.: Московская консерватория, 2000. (Науч. труды. Сб. 30) 170 с. (составление и редакция)

Публикации об этом педагоге:

  • Левашева О. Е. [К 50-летию А. И. Кандинского] // Советский музыкант. 1968. № 5. 20 марта. С. 2 
  • Савкина Н. П. Об Алексее Ивановиче Кандинском // Кандинский А. И. Статьи О русской музыке. Москва, Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2010. C. 4 – 10
  • Ямпольский И. М. Кандинский, Алексей Иванович // Музыкальная энциклопедия. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1974. Стб. 685
  • [Ямпольский И. М.] Кандинский, Алексей Иванович // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. II. М.: Советский композитор, 1974. С. 13 
  • Келдыш Ю. В. Исследователь русской классики: А. И. Кандинскому – 60 лет // Советский музыкант. 1978. № 3. 22 февраля. С. 3 
  • Сорокина Е. Г. Торжество и праздник русской культуры // Музыкальная жизнь. 1980. № 4. С. 24 
  • Руднева А. В. [А. И. Кандинский] // Советский музыкант. 1980. № 8. 7 мая. С. 2 (Они сражались за Родину)
  • Кандинский, Алексей Иванович // Григорьев Л. Г., Платек Я. М. Советские композиторы и музыковеды. Т. 2. М.: Советский композитор, 1981. С. 20 
  • Леман А. С. Страница из истории отечественной культуры: О книге А. И. Кандинского «Римский-Корсаков» // Советский музыкант. 1986. № 9. 14 мая. С. 3 
  • Кандинский, Алексей Иванович // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 231–232; 2М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 231–232
  • Сорокина Е. Г. Алексей Иванович Кандинский // Музыкальное обозрение. 2000. № 10. С. 3 
  • Залесский В. А. Памяти А. И. Кандинского // Музыка и время. 2000. № 6. С. 48–49
  • Sorokina Y. G. Kandinsky, Aleksey Ivanovich // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. 13. London: Macmillan Publishers Limited, 2001. P. 348–349
  • Сорокина Е. Г., Петров Д. Р. Предисловие // Из истории русской музыкальной культуры. Памяти Алексея Ивановича Кандинского. М.: Московская консерватория, 2002. (Науч. труды. Сб. 35.) С. 3–6
  • Кандинский, Алексей Иванович // Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны. М.: Московская консерватория, 2005. С. 87 
  • Лотош Е. С., Рябуха А. М. Кандинский, Алексей Иванович // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006: Биографический энциклопедический словарь. М.: НИЦ Московская консерватория, 2007. С. 217–218
  • Алексей Иванович Кандинский: Воспоминания. Статьи. Материалы. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 254 с.

 

Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств России
Профессор

Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ
Профессор

Кандидат искусствоведения
Доцент