Ананьев
Артём Николаевич

  • Доцент
Ананьев<br /> Артём Николаевич

Российский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Родился в городе Владимир (1985).

Член Союза композиторов РФ, Член приемной комиссии Союза композиторов РФ.
Доцент.

Ведет класс композиции на Кафедре сочинения, заведующий Кафедрой музыкально-информационных технологий Московской консерватории.

Выпускник Композиторского факультета (диплом с отличием, 2007 г.) и аспирантуры (2010 г.) Московской консерватории.

Артём Ананьев выступает в концертах и фестивалях современной музыки как солист-пианист и в ансамблях с исполнением собственных сочинений и произведений современных авторов. Работает в жанрах камерно-инструментального, симфонического, хорового, музыкально-театрального музыкального искусства.

Композитор и продюсер музыкально-театральных проектов «Лаборатория современной оперы», (театр «Открытая сцена», 2013 г.), «МОНО.театр» (Театр «Центр драматургии и режиссуры», 2015 г.), балет-сказка «Волшебный кувшин» (Московская государственная филармония, 2017 г.), балет-сказка «Рождественский подарок» (Театр МХУ при МГАТТ «Гжель», 2021 г.).

Среди исполнителей музыки А. Ананьева: Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского (худ рук. Народный артист СССР В. Федосеев), Оркестр Министерства обороны РФ (дир. Н. Соколов), Симфонический оркестр Московской консерватории (дир. Вячеслав Валеев), Симфонический оркестр радио «Орфей» (дир. Сергей Кондрашев), Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония (дир. Сергей Тарарин), Академический оркестр народных инструментов ВГТРК им. Н.Н. Некрасова (дир. А. Шлячков), Государственный русский народный ансамбль «Россия» им. Л. Зыкиной (дир. Д. Дмитриенко), Камерный оркестр «Musica viva» (дир. А. Рудин), Камерный оркестр «Времена года» (Дир. В. Булахов), губернаторский камерный оркестр Тверской академической филармонии «Российская камерата» (дир. А. Кружков), Ансамбль солистов «Студия новой музыки» (дир. И. Дронов), Московский хоровой театр Бориса Певзнера хоровыми коллективами:, «Ex Oriente Lux», Концертный хор МГИМ имени А.Г Шнитке (дир. С. Сидоренко), Камерный хор Московской консерватории (дир. А. Соловьев).

Лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, в числе которых:
- «VI Всероссийский конкурс молодых композиторов на лучшее произведение для органа», Москва, 2015 года, I премия;
- «I Международный конкурс-фестиваль «Время гитары» (номинация «композиция»), Москва, 2019 года, II премия.

Проводит мастер-классы и лекции по композиторскому творчеству и современной музыке в России и за рубежом, занимается научно-исследовательской деятельностью.

Основные сочинения:

Соната, для фортепиано (1998);
Пасскалья и фуга, для фортепиано (1999);
Каденция к 1-й части Концерта В. А. Моцарта (Es-dur) № 9 (2000)
Квартет для флейты, гобоя, арфы и фортепиано (2000);
Квартет, для двух скрипок, альта и виолончели (2002);
«Вариации» на тему «Dies Irae», для виолончели solo (2003);
«Влюбленность», для сопрано, альта и фортепиано на текст К. Бальмонта, в редакции композитора (2004);
«Vocalise» для сопрано и струнного квартета (2002);
Вариации для фортепиано (2002);
«Presto fantastico», для фортепиано (2001);
«Piano&Strings», concerto grosso для фортепиано и струнного оркестра (2012);
Каденции к фортепианным концертам
Каденция к 2-й и 3-й частям Концерта № 2 Т. Н. Хренникова (2004)
«Два хора», на стихи русских поэтов для смешанного хора и солистов (2000);
«Баллада», для виолончели и форетпиано (2001, оркестровая версия 2004);
«Литургия» для солиста-контр-тенора и мужского хора (2003);
Syrinx-квартет, для четырех флейт (2003);
Симфония № 1 (моно-балет «Машенька»), для камерного оркестра (ансамбля солистов) и танцовщицы по одноименному роману В. В. Набокова (2005–2006);
Симфония № 2 для большого симфонического оркестра (2007);
«Пейзажи природы», сюита для гитары (2011);
Vertov-soundtrack, мультимедиа-композиция для видео, фонограммы и исполнителей (двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (2011-2012, версия для двух фортепиано 2019);
KS-Variations, для симфонического оркестра (2011);
«Квардатура круга», моноопера по рассказам О. Генри (2012-13);
«Fantasia Catala», для симфонияеского оркестра (2014);
Renovatio mundi, для солистов, смешанного хора и органа (латинск. текст: Adam de Sancto Victore / Адам Сен-Викторский (XII в.)), русск. текст поэтический перевод, С. С. Аверинцев (2014);
«Моление святого благоверного князя Андрея Боголюбского», для смешанного хора и струнного оркестра (текст: Ипатьевская летопись) (2014, версия для хора и органа 2015);
Эпитафия, для струнного оркестра и солирующих колоколов (2015);
«Родина», для смешанного хора a cappella (на текст интервью В. Г. Распутина) (2015);
«Minoan concerto», для органа и струнного оркестра (2015);
«Аллегории», вокально-хореографическая фантазия (сценарий-либретто  по мотивам картин живописцев XIV-XX вв.) для танцовщицы и вокального ансамбля в девяти эпизодах (2015);
«Волшебный кувшин», балет-сказка по мотивам русских народных сказок (2016);
«Вариации на образ», для камерного оркестра (2017);
«Рождественский подарок», рождественский балет-сказка по рассказу Н.С. Лескова «Неразменный рубль» (2021);
«Русская сюита» (на фольклорные темы) для органа (2022);

Научная деятельность

Участие в конференциях

- II международная научно-творческая конференция «Музыка – Математика – Естествознание» (Московская государственная консерватория им. П,И. Чайковского, 7 - 9 апреля 2014 года, Москва);
- XII Международный междисциплинарный конгресс: Нейронаука для медицины и психологии: Симпозиум Музыка и мозг (1–11 июня 2016 года, Крым, Судак);
- Российская научно-творческая педагогическая сессия «Цифровые технологии в теории и практике обучения музыкальному искусству и творчеству», научно-методическая конференция «Проблемы и перспективы развития предмета «Музыкальная информатика», учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии», Российский
государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (30-31 марта 2018 года, Санкт-Петербург);
- III международная научно-творческая конференция «Музыка – Математика – Естествознание», Московская государственная консерватория им. П,И. Чайковского, 18-20 апреля 2018 года, Москва);
- Международная научно-практическая конференция «Метаморфозы художественных форм и смыслов», Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой (25-26 октября 2018 года, Санкт-Петербург);
- Namm Musikmesse Russia (сентябрь 2018, 2019, Москва);
- XVII Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование – 2018, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова (6 декабря 2018 года, Санкт-Петербург);
- VIII всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в музыкальном искусстве и образовании», Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки (27 февраля 2019, Новосибирск);
- II Всероссийская научно-теоретическая конференция «Музыка в искусстве балета: композиторское творчество, исполнительская интерпретация, музыкальная педагогика», Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой (27 марта 2019 года, Санкт-Петербург);
- XVIII Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование – 2018 (Санкт-Петербург , СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 6 декабря 2019 года);
- III международный научный семинар «Язык, музыка и компьютерные технологии», (Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 18 декабря 2019 года, Санкт-Петербург);
- XIX Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование – 2020, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, презентация учебной программы по «Музыкальной информатике (2-4 декабря 2020 года, Санкт-Петербург);
- IX Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в музыкальном искусстве и образовании», Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, тема: «Цифровая музыкальная образовательная среда» (25 февраля 2021 года, Новосибирск);
- Круглый стол в рамках Олимпиады по музыкальной информатике для студентов средних учебных заведений, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, тема: «Перспективы развития курса музыкальной информатики» (23 марта 2021, Санкт-Петербург);
- XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании», Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, тема: «Мультимедиа в современной композиторской практике» (27 марта 2021 года, Санкт-Петербург);
- Международная конференция «Электроника в современном музыкальном творчестве и образовании», журнал «Музыка и электроника», тема: «Цифровая трансформация музыкального образовании» (28 марта 2021 года, Москва);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Современные подходы в системе высшего образования (на примере творческого вуза)» (10-11 февраяля, 2022 года, Петрозаводск);
- III Международная научно-практическая конференцию «Актуальные проблемы теории музыки и современной композиции» (27 октяюря, 2022, Новосибирск).

Публикации:

Ананьев А.Н. Трансформация восприятия сценографического пространства» (на примере музыкального спектакля-проекта «МОНО.театр») // Нейронаука для медицины и психологии: 12-й Международный междисциплинарный конгресс. Симпозиум «Музыка и мозг». Судак, Крым, Россия; 1–11 июня 2016 г.: Труды Конгресса / Под ред. Лосевой Е.В., Крючковой А.В., Логиновой Н.А. – М.: МАКС Пресс, 2016. – 494 с. /С. 58-60
Ананьев А.Н. Цифровые технологии в музыкальном образовании // Современное музыкальное образование – 2018 (Материалы XVII международной научно-практической конференции, вып. 2 / под общ. ред. И. Б. Горбуновой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 514 с. / С. 126-135
Ананьев А. Н. Музыкальная информатика в Московской консерватории: композиторский курс // Вестник музыкальной науки: Новосибирск, 2020./Т.8, № С. 218-229

Рабочие программы дисциплин:

«Теория композиции» («Гармония», «Полифония», «Анализ музыкальной формы») для слушателей двухгодичной профессиональной переподготовки Факультета повышения квалификации консерватории;
«Музыкальная информатика» для студентов Научно-композиторского факультета (Москва, 2020).

Участие в жюри конкурсов:

- VI Международного конкурса композиторов и аранжировщиков им. И. О. Дунаевского, Московский дом композиторов (апрель 2019, Москва);
- I Всероссийский конкурс инструментовок Московской консерватории, (15 ноября – 14 декабря 2019, Москва);
- I Всероссийский конкурс по композиции и инструментовке «Современное звучание» к 160-летию со дня рождения М. М. Ипполитова-Иванова (ноябрь 2019 – март 2020, Москва);
- IX Международный фестиваль-конкурс «Музыка и электроника» (ноябрь 2019, Москва);
- I международный конкурс D-Compotition, РАМ им. Гнесиных (март 2020, Москва);
- Городской конкурс «Лучший преподаватель в сфере искусства» (2017, 2018, 2019, Москва);
- Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура» (январь – февраль 2020, Москва);
- III Всероссийский конкурс по инструментовке для духового оркестра, РАМ им. Гнесиных (май 2020, Москва);
- VII Международного конкурса композиторов и аранжировщиков им. И. О. Дунаевского, Московский дом композиторов (2020, Москва);
- II международный конкурс D-Competition, РАМ им. Гнесиных (март 2020, Москва);
- Конкурса юных композиторов «Новые военные песни», Московский дом композиторов (май 2021);
- VIII Международного конкурса композиторов и аранжировщиков им. И. О. Дунаевского, Московский дом композиторов (2021);
- II Всероссийский конкурс композиторского творчества, искусства инструментовки и теоретических работ «Современное звучание» (ноябрь – декабрь 2021);
- IX Международного конкурса композиторов и аранжировщиков им. И.О.Дунаевского, Московский дом композиторов (2022);
- IV Всероссийский конкурс юных композиторов и музыкальных журналистов «Новое поколение» (октябрь 2022, Москва);

Публикации о педагоге:

Воинова М. Трибуна молодого композитора // Музыкальная академия, 2015 (№ 4).
Бирюков С. Сказ о кувшине-невидимке // Музыкальная жизнь, 2017 (№ 1).
Беляева Т. Особенности жанрового взаимодействия в моноопере Артема Ананьева «Квадратура круга (2013) // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2 С. 99-112

Концерты


13
ИЮН
2023

«Тихон Николаевич Хренников и его ученики»

4
ОКТ
2022

Вечер памяти Тихона Николаевича Хренникова (1913–2007)

24
СЕН
2019

Фестиваль «Творческая молодёжь Московской консерватории»

16
ОКТ
2018

«Классика и современность»

28
СЕН
2017

Кафедра сочинения. Вечер памяти Т. Н. Хренникова. К 10-летию со дня кончины

Все концерты»

События


Все события»

Учителя


Инна Барсова

Заслуженный деятель искусств РФ

Тихон Хренников

Народный артист СССР (1963)

Татьяна Чудова

Заслуженный деятель искусств РФ (2007)

все записи »