Оперный, камерный певец (лирико-драматический тенор), педагог и музыкально-общественный деятель. Народный артист РСФСР (1937). Профессор (1948).
Родился 3 апреля 1887, с. Спас-Утешенье Рязанской губернии.
С 8 лет занимался музыкальной грамотой под руководством отца. Образование получил в Рязанском духовном училище и семинарии. Пел в хоре и играл на скрипке в семинарском, позднее – в местном любительском оркестре. В 1905–07 учился на медицинском, затем на юридическом факультетах Казанского университета. Одновременно занимался в местном музыкальном училище. По приглашению Ю.Ф. Закржевского (янв. 1907) участвовал в работе оперного кружка, исполняя вторые партии. Непрекращая занятий, перевелся на юридический факультет Московского университета. Тогда же начал брать уроки пения у А.М. Успенского, позднее – у Г.А. Алчевского. Совмещал службу в Судебной палате с работой скрипача в симфоническом и театральном оркестре (1907– 1910). В 1909–13 посещал Московские оперно-музыкальные классы ИРМО.
В 1919–46 солист Большого театра (дебютировал в партиях Альмавивы и Германа). Участвовал в спектаклях Музыкальной студии при МХТ, созданной В.И. Немировичем-Данченко (1919–24). Среди лучших партий: Герман (исполнил свыше 450 раз), Садко, Самозванец, Голицын («Хованщина» М.П. Мусоргского), Гришка Кутерьма, Левко, Вакула, Иван Лыков, Андрей («Мазепа» П.И.Чайковского), Фауст, Отелло, Герцог, Радамес, Канио, Хозе, Вертер, Лоэнгрин. Первый исполнитель в Большом театре партий Вальтера («Мейстерзингеры» Р. Вагнера, 1929), Каварадосси («Тоска» Дж.Пуччини, 1930). Партнеры: Ф.И. Шаляпин (высоко ценил талант О.), А.В. Нежданова, Н.А.Обухова, Ф.С.Петрова, М.П. Максакова, С.И.Мигай, В.М. Политковский, В.Р. Петров и др. Пел под управлением дирижеров Н.С.Голованова, С.А. Кусевицкого, А.Ш.Мелик-Пашаева, В.В. Небольсина, А.М. Пазовского, В.И. Сука, Л.П.Штейнберга.
Педагогическую деятельность начал в 1931 в Большом театре. С 1935 возглавлял Оперную студию театра (советами Озерова пользовался С.Я. Лемешев). В 1947–53 преподавал сольное пение в Московской консерватории (в 1948/49 учебных годах декан нац. студий, в 1949–52 декан вокального факультета, в 1950–52 и. о. заведующего кафедрой сольного пения). Входил в состав художественного совета Большого театра, квалификационной комиссии, а также комиссии по награждениям при ЦК профсоюзов. С 1940 заместитель председателя экспертной комиссии, с 1946 председатель по вопросам музыкального искусства при Министерстве высшего образования СССР, с 1944 председатель вокальной комиссии ВТО и директор Дома актера. Член жюри Первого Всесоюзного конкурса вокалистов в Москве (1939). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1937).
Скончался 4 дек. 1953 в Москве.
Впервые выступил с сольным концертом в МЗК (1912). Тогда же дебютировал в передвижной оперной труппе в партиях Германа и Синодала. Однако не порывал со своей службой, был судьей во Владимире (1914–17). В1917 выступал в московском оперном театре «Алтар» («Малая опера»), в 1918 – в Театре Московского Совета рабочих депутатов (бывший Оперный театр С.И. Зимина), в 1919 – в Театре Художественно-просветительского союза рабочих организаций (ХПСРО). В этот период готовил оперные партии с режиссером Ф.Ф.Комиссаржевским и вокальным педагогом В. Бернарди.
Известный камерный певец, исполнявший произведения зарубежной и русской классики, а также сольные партии в сочинениях кантатно-ораториального жанра. Много гастролировал по городам России, Закавказья, Прибалтики. Неоднократно выступал перед бойцами Красной Армии. Записывался на грампластинки. Автор воспоминаний и научно-методических работ (хранятся в РО ЦНБ СТД).
Озеров Н. Н. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866-2006. Биографический энциклопедический словарь.- М. 2007.- С. 390.