Музыковед-историк, педагог, музыкально-общественный деятель
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966)
Доктор искусствоведения (дис.: «Художественное мировоззрение В. В. Стасова» (Моск. конс., 1947)
Профессор (1948)
Главный научный сотрудник (1984)
Родился 16 августа 1907 года в Петербурге. Сын физика В. М. Келдыша, брат математика и механика президента АН СССР Мстислава Всеволодовича Келдыша.
В 1930 году окончил научно-композиторский факультет Московской консерватории под руководством М. В. Иванова-Борецкого.
В 1926–1932 годах — член РАПМ. С 1930 по 1950 год и с 1957 года — профессор Московской консерватории, в 1946–1949, 1957–1959 — заведующий кафедрой истории русской музыки. В 1946–1950 — старший научный сотрудник Института истории искусств АН СССР (ныне ГИИ). В 1950–1957 годах — заместитель директора по научной части, профессор ЛГИТМиК, с 1955 года — директор института.
Одновременно в 1950–1957 — профессор кафедры истории музыки Ленинградской консерватории.
С 1957 старший научный сотрудник, в 1961–1974 — заведующий сектором истории музыки народов СССР Института истории искусств АН СССР, с 1984 главный научный сотрудник ВНИИ искусствознания (с 1990 ГИИ). С 1949 член главной редакции БСЭ. В 1957–1960 — главный редактор журнала «Советская Музыка».
В 1958–1965 годах — член ВАК Министерства высшего и среднего специального образования СССР. Член СК СССР (с 1932). В 1974–1984 секретарь Правления СК СССР. Член-корреспондент Британской академии (1976).
Умер 2 декабря 1995 года в Москве.
Научные труды. Издания. Публикации
Основная область научных интересов — русская музыка в ее историческом развитии. В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию «Очерки по истории русской музыки второй половины ХIХ века (Музыкальная жизнь 60-х годов ХIХ века. М. А. Балакирев — Ц. А. Кюи — М. П. Мусоргский — А. П. Бородин)» (Моск. конс.).
Работы Ю. В. Келдыша, посвященные творчеству Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, русской музыке XVIII в., древнейшим пластам ее бытования, отличаются исторической достоверностью, строгим академизмом, научной основательностью. Под его руководством началось издание серии «Памятники русского музыкального искусства» (вып. 1–4. М., 1972–73), где впервые были опубликованы, в частности, произведения русской духовной музыки, а также коллективный труд «История русской музыки» в 10 томах (при жизни Г. В. Келдыша вышли 9 томов., автор ряда глав в 2–9 томах. М., 1984–97).
Возглавил издание первой в стране Музыкальной энциклопедии в 6 томах (М., 1973 - 1982; с 1967 — главный редактор), Музыкального энциклопедического словаря (М.: Советская энциклопедия, 1990), а также других фундаментальных трудов (Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. М., 1964 и др.).
Редактор изданий:
- Воспоминания о Мусоргском А. А. Голенищева-Кутузова // Музыкальное наследство / Сборник материалов по истории музыкальной культуры в России. Вып. 1. М., 1935;
- Письма М. П. Мусоргского к А. А. Голенищеву-Кутузову. М., 1939;
- В. В. Стасов. Письма к родным. Т. 1 (совм. с Д. Е. Аркиным). Т. 2–3 (совм. с М. О. Янковским). М., 1953–1962;
- Очерки по истории русской музыки. 1790–1895 (совм. с М. С. Друскиным). Л., 1956;
- Э. Ф. Направник. Автобиографические, творческие материалы, документы, письма. Л., 1959;
- Вопросы музыкознания. Т. 3. М., 1960;
- История музыки народов СССР. Т. 1–5. М., 1966–74;
- Памятники русского музыкального искусства. Т. 1–10. М., 1972–1984.
Труды:
- Романсовая лирика Мусоргского. М., 1933;
- М. П. Мусоргский и А. А. Голенищев-Кутузов // Письма М. П. Мусоргского к А. А. Голенищеву-Кутузову. М., 1939;
- Музыкальная культура 1860-х годов // История русской музыки. Т. 2. М., 1940;
- История русской музыки. Т. 1–3. М., 1947– 1954;
- Идейно-общественные предпосылки развития русской музыки в конце XVIII и начале ХХ века // Очерки истории русской музыки. 1790–1825. Л., 1956;
- Симфоническое творчество А. К. Глазунова // Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма. Т. 1. Л., 1959;
- Некоторые вопросы истории советской музыки // Вопросы музыкознания. Т. 3. М., 1960;
- Критика и журналистика / Избр. статьи. М., 1963;
- Русская музыка XVIII века. М., 1965;
- Об изучении древнерусского певческого искусства // Н. Успенский. Древнерусское певческое искусство. М., 1965;
- Данте в русской музыке // Данте и славяне. М., 1965;
- Неизвестная опера русского композитора // СМ. 1966. ¹12; 100 лет Московской консерватории. 1866–1966. Краткий исторический очерк. М., 1966;
- М. В. Иванов-Борецкий // Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. М., 1966;
- Русская музыка на рубеже двух столетий // Русская художественная культура XIX — начала XX веков (1895–1907). Кн. 1. М., 1968. Кн. 3. М., 1977;
- Введение, Заключение // История музыки народов СССР. Т. 1. М., 1970;
- Опера // Там же. Т. 4. М., 1973;
- Рахманинов и его время. М., 1973;
- Проблема стилей в русской музыке XVII — XVIII веков // СМ. 1973. ¹10;
- Е. И. Фомин. «Ямщики на подставе». Памятники русского музыкального искусства. М., 1977;
- Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978;
- История русской музыки. Т. 1: Древняя Русь XI–XVII веков. М., 1983;
- Асафьев – критик и строитель советской музыкальной культуры // Б. В. Асафьев и советская музыкальная культура. М., 1986;
- Возникновение и развитие русской оперы в XVIII веке // Musica Antiqua Europae Orientalis / Acta scientifice. Congressus 1. Bydgoszcz, 66. Warsz., 1966;
- Об исторических корнях канта // Musica Antiqua Europae Orientalis / Acta scientifice. Congressus II. Bydgoszcz, 1969;
- Die Symhonie in Russland (Die Welt der Symhonie). Hamburg, 1972
Ученики
Среди учеников — Т. Владышевская, Е. Добрынина, С. Зверева, А. Кандинский, Ю. Корев, Е. Левашев, А. Сохор.
Литература о педагоге:
- МЭ2; КПМ2; МК;
- Левашева О. Юрий Всеволодович Келдыш. Страницы творческой биографии // Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1973;
- Большой ученый, прекрасный человек // Музыкальная академия, 1995, № 12;
- Келдышевский сборник. Музыкально-исторические чтения «Памяти Ю. В. Келдыша». 1997. М., 1999.