Асафьев
Борис Владимирович

  • Годы работы: 1944 - 1949
  • Доктор искусствоведения
  • Народный артист СССР
  • Профессор
Асафьев<br /> Борис Владимирович

17 июля 1884, Петербург – 27 января 1949, Москва.


Псевдоним Игорь Глебов. Музыковед, композитор, музыкальный критик, музыкально-общественный деятель, педагог. Один из основоположников советского музыковедения. Академик АН СССР (1943)

Награжден:

  • Орденом Трудового Красного Знамени (1938)
  • Сталинской премией второй степени (1943) — за многолетние выдающиеся достижения
  • Сталинской премией первой степени (1948) — за книгу «Глинка»
  • Двумя орденами Ленина (1944, 1945)

В 1908 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, в 1910 — Петербургскую консерваторию, по классу композиции А.К. Лядова, инструментовкой занимался у Н.А. Римского-Корсакова. Испытал в эти годы большое влияние В.В. Стасова, А.К. Глазунова, Ф.И. Шаляпина, И.Е. Репина, A.M. Горького и др. С 1910 г. — концертмейстер балета Мариинского театра. Тогда же написал свои первые балеты — «Дар феи» и «Белая лилия» (1910, 1911). С 1914 выступал как музыкальный критик (журнал «Музыка»).

После Октябрьской революции вел активную и разносторннюю деятельность: сотрудничал в ряде периодических изданий (журнал «Жизнь искусства» и др.), участвовал в работе музыкальных театров, концертных и культурно-просветительских организаций города. Написал музыку к ряду спектаклей Большого драматического театра. Один из инициаторов создания Государственного института истории искусств в Петрограде (Ленинграде), где работал в 1919-30 гг.; с 1921 руководитель «разряда истории музыки» и высших курсов музыковедения при нем, для которого создал специальный учебный план. Кроме того, читал ряд курсов по музыке в Ленинградском университете. С 1925 профессор Ленинградской консерватории, (история музыки, чтение партитур).

Внес значительный вклад в отечественное музыкознание, прежде всего в создание теории интонации как специфической формы «проявления мысли» в музыке, теории музыкально-исторического процесса, симфонизма и мн. др. Значительное внимание уделял также проблемам музыкального образования и воспитания. Занимался разработкой общей концепции и методики так называемого общего музыкального образования, отличной от профессионального (см.: «Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании». М., 1965). Среди наиболее значительных работ — «Симфонические этюды» (Петроград, 1922), «Письма о русской опере и балете» («Еженедельник петроградских государственных академических театров», 1922, № 3-7, 9-11, 13), «Русская музыка от начала 19 столетия» (М.-Л., 1930, пер. на англ. яз. - Ann Arbor, 1953, на нем. яз. - Berlin, 1998), «Музыкальная форма как процесс» (кн. 1. М., 1930; кн. 2. «Интонация». М., 1947, пер. на нем. яз. - Berlin, 1976), «Мысли и думы» (цикл работ) (1941-43; см. фрагменты в журн. «СМ». 1954. № 8, 11; 1959. № 8), а также исследования, посвященные творчеству М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, А.К. Глазунова и др.

Автор 28 балетов (которые, однако, вызывали скептическое отношение С.С. Прокофьева и Н.Я. Мясковского, друзей Асафьева; наиболее известны «Бахчисарайский фонтан», 1934 и «Пламя Парижа», 1932), 11 опер, 4 симфонии, множество романсов и камерно-инструментальных сочинений, музыки ко многочисленым драматическим спектаклям. Завершил и инструментовал по авторским рукописям оперу Мусоргского «Хованщина», осуществил новую редакцию онеры А.Н. Серова «Вражья сила».

В 1943 г. переехал в Москву. В 1944-48 гг. возглавлял Научно-исследовательский кабинет при Московской консерватории. В соответствии с целью охватить историю русской музыки от истоков до современности в кабинете было создано несколько комиссий: «Глинка и его современники» (руководитель Асафьев), «Музыкальная Москва» (рук. К.А. Кузнецов), «Советская музыкальная культура» (рук. Р.И. Грубер), «Народная музыкальная терминология» (рук. Е.В. Гиппиус). Музыкально-теоретическую комиссию возглавлял В.М. Беляев, комиссию по источниковедению и текстологии - Вас. В. Яковлев. В Кабинете работали Б.Л. Яворский, П.А. Ламм, В.А. Цуккерман,Л.А. Мозель, С. С. Скребков, И.В. Нестьев, О.Е. Левашёва и др.; готовились к печати «Ученые записки консерватории», а также диссертации, в частности, Скребкова, Н.В. Туманиной, А.Ф. Мутли («Мелодические функции голосов многоголосной музыки», 1944), Нестьева и др.

Асафьев был также профессором кафедры теории музыки.

Источник: Н.А. Миронова Б. В. Асафьев. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 31-32.

Основные сочинения

Музыкальный театр

  • 11 опер
  • 28 балетов, в том числе
    «Пламя Парижа, или Триумф Республики» (1932)
    «Бахчисарайский фонтан» (1934)
    «Утраченные иллюзии» (1935)
    «Кавказский пленник»(1938)
    «Барышня-крестьянка» (1945)
  • Оперетта «Карьера Клеретты» (1940)

Оркестровые сочинения, концерты

  • 4 симфонии
  • Концерт для фортепиано с оркестром (1939)
  • 2 сюиты (1940, 1941)
  • Марш (1941) для духового оркестра

Камерные сочинения

  • Трио (1935)
  • Соната для виолончели соло (1935)
  • Квинтет для дух. инстр. (1936)
  • Соната для альта соло (1938)
  • Концертино для кларнета с фортепиано (1939)
  • Соната для трубы и фортепиано (1939)
  • 24 прелюдии для гитары (1939)
  • Концерт для гитары со струнным квинтетом, кларнетом и литаврами (1939)
  • Струнный квартет (1940)

Сочинения для фортепиано

  • 3 сонатины (1939)
  • «Русские пейзажи» (2 тетради: 1938, 1939)
  • 8 ноктюрнов (1941)

и др.

Вокальные сочинения
Романсы на стихи русских поэтов (свыше 100), хоры, массовые песни

Музыка к театральным постановкам (свыше 25)


Основные музыковедческие и критические труды

Отдельные работы, монографии

  • Русская поэзия в русской музыке (Петроград, 1921)
  • Скрябин: опыт характеристики (Петроград, 1921)
  • Франц Лист: опыт характеристики (Петроград, 1922)
  • Инструментальное творчество Чайковского (Петроград, 1922)
  • Пётр Ильич Чайковский: его жизнь и творчество (Петроград, 1922)
  • Шопен: опыт характеристики (Петроград, 1922)
  • Мусоргский: опыт характеристики (Петроград, 1923)
  • Глазунов: опыт характеристики (Петроград, 1924)
  • Речевая интонация (Москва, Ленинград, 1925)
  • О полифоническом искусстве, об органной культуре и искусстве современности (Ленинград, 1926)
  • Бетховен (Ленинград, 1927)
  • Казелла (Ленинград, 1927)
  • Сергей Прокофьев (Ленинград, 1927)
  • Антон Григорьевич Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников (Москва, 1929)
  • Книга о Стравинском (Ленинград, 1929)
  • Музыкальная форма как процесс (Москва, 1930, переиздана в 1947, 1963 и 1971)
  • Русская музыка от начала XIX столетия (Москва, Ленинград, 1930, переиздана в 1968)
  • М. И. Глинка: К столетию со дня первого представления оперы «Руслан и Людмила» (1942)
  • «Евгений Онегин». Лирические сцены П. И. Чайковского: опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии (Москва, Ленинград, 1944)
  • Николай Андреевич Римский-Корсаков: к столетию со дня рождения (Москва, Ленинград, 1944)
  • Композиторы первой половины XIX века: русская классическая музыка (Москва, 1945)
  • Глинка (Москва, 1947; Сталинская премия, переиздание — 1978)
  • Григ: исследование (Ленинград, 1948, переиздание — 1986)

Сборники

  • Избранные статьи о русской музыке, под ред. Н. Браудо (Москва, 1952)
  • Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, под ред. Е. М. Орловой (Ленинград, 1965)
  • Критические статьи, очерки и рецензии, под ред. И. В. Белецкого (Москва, 1967)
  • О музыке Чайковского: избранное (Ленинград, 1972)
  • О балете: статьи, рецензии, воспоминания (Ленинград, 1974)
  • Об опере: избранные статьи (Ленинград, 1976)
  • О хоровом искусстве (Ленинград, 1980)
  • О симфонической и камерной музыке: пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов (Ленинград, 1981)
  • О музыке XX века: пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов (Ленинград, 1982)