Мелких
Дмитрий Михеевич

  • Годы работы: 1921 - 1925

Композитор, музыкальный теоретик, педагог.

Родился 31 января 1885 года в Москве. Сын чиновника Московской Пробирной палаты. Нотной грамоте обучался у матери, с 13 лет сочинял музыку. В 1903 году окончил 1-ю классическую гимназию с золотой медалью. В 1904–08 годах занимался на юридическом факультете Московского университета (диплом 1-й степени получил в 1912). Одновременно в 1906–13 годах (с перерывами) учился в только что открывшейся Народной консерватории при Народном университете им. Шенявского у Б. Л. Яворского по теории и композиции. С осени 1909 года по октябрь 1910 отбывал воинскую повинность в 13-м сапёрном батальоне на правах самоопределяющегося. Вернувшись к занятиям с 18 октября 1910 года, прошёл контрапункт. В 1914–18 годах служил в армии в чине офицера, с 1916 года — в 6-м Сибирском корпусном радиотелеграфном отделении. На фронте и во время отпусков в Москву продолжал сочинять музыку (партитура «Эпитафия» датирована автором: «Действующая армия. Северный фронт, 1916»). 1 августа 1919 года мобилизован в Красную армию в качестве связиста. После сыпного тифа эвакуирован в Москву. В апреле 1921 года освобождён от военной службы и командирован в распоряжение Наркомпроса.

Композиторский путь Мелких начался в 1907 году, когда его романс «Три ключа» был исполнен на «Музыкальных выставках» М. А. Дейша–Сионицкой и получил благосклонный отзыв Ю. Д. Энгеля. Сочинения Мелких включали в свои программы Е. А. Бекман–Щербина, Г. А. Нейгауз, К. С. Сараджев, Б. Э Хайкин, Б. Л.Яворский.

С декабря 1921 года по 1925 преподавал в Московской консерватории курс «Слушание музыки»; позже работал в различных музыкальных учреждениях. С 1924 года — член АСМ, в 1926–27 — входил в редколлегию журнала «Современная музыка». В 20-е годы стал посещать кружок Держановских, а затем музыкальные вечера П. А. Ламма и Н. Я. Мясковского. До конца жизни его связывала тесная дружба с Ламмом (с 1931 проводил лето на его даче на Николиной Гope, нередко вместе со своей женой Л. К. Араловой — актрисой Московского ТЮЗа). Во время Великой Отечественной войны не уехал в эвакуацию и остался в Москве. Поражённый известием о смерти В. В. Держановского (21 сентября 1942), был парализован; скончался от инсульта.

Награждён орденом Св. Станислава 3-й ст.

Музыкальные сочинения: опера «Поджигатель», интермедия в 1 акте из колхозной жизни, слова А. Иркутова, ор. 25, (1932); для оркестра — симфонии: № l op. 16 (1925, исполнена в 1932), № 2 op. 28 (1933, исполнена в 1934), № 3 ор. 35 (исполнена в 1938); «У моря» op. 1 (1911, исполнена в 1912), Скерцо (ор. 6), «Алладина и Паломид», заключительный момент к драме Метерлинка ор. 2 (1913, М., 1924); «Эпитафия» ор. 7 (1916, исполнена в 1925, Москва; 1927, Прага, под управлением Сараджева; переиздана под названием «Сюита на тему «Saradjef». М., 1963); «Самоцветы», симфонические фрагменты ор. 20 (1930); «Карусель», симфонический плакат для оркестра ор. 27 (1933); «По Владимирке», прелюд (1935); «Монолог» ор. 30 (1934); «Монолог II» ор. 39 (1938); для голоса и симфонического оркестра — «Повесть о любви» ор. 15 на слова Р. Тагора (1929); «Улица гладкая», симфоническая поэма для хора и оркестра на слова Д. Бедного, ор. 26 (1932); «Комсотряд» для хора и оркестра (1932); «Быль», два рассказа для голоса и малого оркестра: № 1 «Письмо» (слова И. Уткина), № 2 «Да, такие бывают напасти» (слова В. Александровского) ор. 22 (1930–40); концерт для скрипки и малого оркестра ор. 40 (партитура, клавир, 1942); камерно–инструментальные ансамбли — 4 струнных квартета (1925, 1928, 1937, 1939), трио для гобоя, кларнета и фагота (1926); фортепианная музыка — 4 сонаты (1922,1923, 1924,1931), «Пять прелюдий» ор. 5 (1912), «Самоцветы», сюита ор. 20 (1930); несколько вокальных сочинений.

Литературные сочинения: Аннотация к симфонии № 1 ор. 16 для 1-го исполнения 1925–26 гг. (под псевдонимом Юр. Иглинцев); Отто Клемперер // Музыкальная культура. 1924. № 3; Песни Шуберта // Искусство трудящимся. 1925. № 30; Коллектив студентов Московской консерватории // Там же. № 23; Рихард Штраус и «Саломея» // Там же. № 54.

Умер 22 февраля 1943 года в Москве.

Источник: Мелких Д. М. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007. — С. 336.
 

В. М. Беляев справедливо считал Мелких лириком «с исключительным даром к сочинению мелодий "вагнеровского" и "бесконечного" типа, со вкусом к хорошей и интересной оркестровке и к благородному и законченному очерку формы» (Беляев В. М. С. 126). Ладовая теория Яворского с присущими ему ритмическими конструкциями оказала влияние на камерные сочинения Мелких; им присущи тонкость и терпкость. Заметны также влияния Мясковского. Беляев проницательно подметил «свойственные только Мелких "настроения осторожного, но настойчивого как бы "подглядывания" в область неизвестного» (Там же. С. 129). В сочинениях 30-х годов Мелких вынужден был обращаться к социальной тематике, в которую порой прокрадывается ирония (симфонический плакат «Карусель»).