Иван Викторович Степанян – лауреат премии Министерства обороны РФ, доктор биологических наук, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН, старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований музыкального творчества Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Совместно с профессором Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, деканом Композиторского факультета, членом Союза композиторов России, А.А. Кобляковым и д.ф-м.н., заведующим лабораторией биомеханических систем Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН С.В. Петуховым Иван Викторович сделал открытие, на основе которого была предложена, обоснована и разработана принципиально новая концепция инструментальной и алгоритмической генетической музыки. Это достижение послужило одним из оснований для создания Центра междисциплинарных исследований музыкального творчества Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Иван Викторович является автором ряда патентов, в том числе зарубежных, на изобретения музыкальных инструментов, имеющих принципиально новый строй; им был разработан ряд специализированных музыкальных инструментов «PentagramonTM» для исполнения генетической музыки.
И.В. Степанян внес значительный вклад в развитие биоинформатики и нейроинформационных технологий. Совместно с д.ф.-м.н. С.В.Петуховым впервые предложил метод визуализации генетических последовательностей биологических организмов, на основе которого открыл неизвестные ранее закономерности молекулярно-генетических систем и музыкальной гармонии и обнаружил их связи с матричной математикой, гиперкомплексными системами, тензорным анализом и специальными функциями. Разработал геометрическую модель интерпретации обобщенного алгоритма Пифагора в полярной системе координат. Совместно с С.В.Петуховым и проф. А.А.Кобляковым провел ряд экспериментов по решению проблемы Пифагоровой коммы в генетических строях.
Разработал оригинальный нейросемантический способ кодирования, декодирования и нейросетевой визуализации, обладающий высокой компрессией и криптостойкостью, позволяющий извлекать скрытые смыслы из информации. Он предложил идею построения «семантического мозга» и осуществил ее программную реализацию на основе трудов В.И. Ленина, произведений Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, текстов Ветхого и Нового Заветов и других источников. Им также развиваются нейрокомпьютерные подходы в музыковедении.
Иван Викторович участвовал в разработке стандартов по правовым и методическим основам управления профессиональными рисками в Институте медицины труда, где в 2012 г. защитил докторскую диссертацию. Автор более 100 научных работ, ряда монографий и патентов на изобретения, член редколлегии и постоянный автор журнала «Нейрокомпьютеры: разработка, применение».
Направления научной деятельности: биомеханика, биоматематика, психоакустика, медицина и психофизиология умственного труда, искусственный интеллект. Перечень специальностей: 05.13.18, 14.02.04.
Литература
- А.А.Кобляков, С.В. Петухов, И.В. Степанян, О Хан До Программно-инструментальные и медико-биологические аспекты пентаграмных музыкальных строев. // Биомедицинская радиоэлектроника– 2016. – №1 – C. 45-57.
- И.В. Степанян, А.В.Савельев Методика развития музыкального слуха у детей с применением биоинформационных технологий и фрактально организованной системы пентаграмных ладов // Биомедицинская радиоэлектроника – 2016. – №5 – C. 37-38.
- Кобляков А.А., Петухов С.В., Степанян И.В. Исследование операций конструирования новых музыкальных строев и композиций на основе матричного анализа генетического кода. – VI Моск. Междунар. конф. по исследованию операций (ORM2010) 19-23 октября. – Отв. ред. Акад. РАН П.С. Краснощеков, проф. А.А. Васин. – М.: ВМиК МГУ, 2010. – С. 148-149.
Методические разработки для студентов и аспирантов: междисциплинарные методы анализа музыкальных строев, новые музыкальные инструменты и примеры генетической музыки представлены на http://pentagramon.com