Борковская
Дарья Александровна

  • Доцент
Борковская<br /> Дарья Александровна

Дарья Борковская — клавесинистка, исполнительница на исторических клавирах, пианистка, с 2010 года руководитель ансамбля Musica Tempora.

Родилась в Москве.

В 2005 году с отличием окончила Факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории по двум специальностям: «фортепиано» (класс проф. Ю. В. Мартынова) и «исторические клавишные инструменты» (класс проф. О. В. Мартыновой), в 2008 году — аспирантуру Московской консерватории по специальности «музыкальное искусство» (научный руководитель — кандидат искусствоведения, доц. С.Г. Мураталиева). По окончании аспирантуры стажировалась в классе заслуженного артиста РФ, профессора А. Б. Любимова (хаммерклавир, тангентенклавир).

Лауреат Международных конкурсов, принимала участие в ряде международных мастер-классов и творческих мастерских (К. Шорнсхайм, О. Уотс, А. Штайер, Б. ван Асперен, К. Стембридж, Э. Севских, М. Мдивани, Д. Морони, Б. ван Оорт, М. Леонхардт, С. Кёйкен, П. ван Хейген, К. Верхельст, Дж. Джозеф, Я. Кристенсен).

В 2003 - 2012 гг. стажировалась в летней академии старинной музыки в Италии (г. Флоренция, г. Кортона).

Педагогическая деятельность

2005 - 2016 гг. — преподаватель специального фортепиано МГУМИ им. Ф. Шопена.

С 2006 г. — концертмейстер кафедры струнных, духовых и ударных инструментов ФИСИИ МГК им. П.И. Чайковского.

С 2016 г. преподаватель, с 2022 г. по настоящее время — доцент кафедры клавишных инструментов ФИСИИ МГК им. П.И. Чайковского (класс клавесина, старинного камерного ансамбля, генерал-баса).

Среди учеников Дарьи Борковской:

  • Лауреат международного конкурса «ABA-Award —2018» в рамках барочной академии (I премия,г. Гмунден, Австрия) — Борис Давидюк(клавесин, basso continuo)
  • Лауреат фестиваля-конкурса «Musica Classica» (II премия г. Руза,2019) — Дарья Ионкина (клавесин)
  • Лауреат VII международного фестиваля-конкурса «Волшебный мир искусства» (I премия, г.Москва, 2022) — Елизавета Блохина (клавесин)
  • Лауреат Всероссийского конкурса музыкантов—исполнителей «Лествица мастерства» (III премия, г. Москва, 2023) — Ирина Красная (клавесин)
  • Лауреат X международного конкурса клавесинистов (10th Jurow International Harpsichord Competition) (I премтя, г. Монреаль, 2024) — Ольга Давнис (клавесин, камерный ансамбль)

Мастер-классы

В 2011-2018 г.г. провела ряд мастер-классов, посвящённых старинной музыке и вопросам её исполнения:

«Маэстро клавесин» (центр при Совете молодых специалистов ЦАО г. Москвы, 2011), «Вопросы исполнения генерал-баса в произведениях композиторов Германии XVII-XVIII веков» (центр «Collegium Musicum», Санкт-Петербург, 2014); «Импровизация чаконы и пассакалии по заданному басу. Изучение примеров в творчестве европейских авторов XVII-XVIII веков (клавесин, генерал-бас)» (центр «Collegium Musicum», Санкт-Петербург, 2016); «Базовые фигурационные принципы генерал-баса на примере упражнений импровизаций на заданный бас И. Маттезона» (центр «Collegium Musicum», Санкт-Петербург, 2017).

Мастер-класс для студентов Белорусской Государственной Академии музыки (2018 г.)

В 2010-2018 гг. в качестве коррепетитора участвовала в международных  образовательных  проектах в России и Европе под  руководством Манфредо Кремера, Рейнхарда Гебеля, Сигизвальда Кейкена, Питера ван Хёйгена, Марии Леонхардт), в качестве исполнительницы партии basso continuo принимала участие   в международных конкурсах Musica Antiqua (Бельгия) H.I.F.Biber Competition (Австрия).

Исполнительская деятельность

Как солистка и ансамблистка ведёт активную концертную деятельность, принимает участие во многих Российских и зарубежных музыкальных проектах и фестивалях.

В их числе Дягилевский Фестиваль (г. Пермь), Фестиваль «Посольские дары» (г. Москва), K-Fest (г. Санкт-Петербург); ежегодные абонементные концертные циклы Московской Консерватории, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Международного Дома Музыки, концертного комплекса «Зарядье», Российского Национального Музея музыки, Зала Артемьева (ЦЭАМ)

Башмет-центра, Московской Государственной Филармонии, Дома Радио (г. Санкт—Петербурге), Татарской Государственной Филармониии им. Габдуллы Тукая (г. Казань), Белорусской Государственной  Филармонии(г.Минск), Новосибирской Филармонии.

В 2002-2014 годах выступала в цикле концертных программ на исторических инструментах в «Galleria dell'Accademia», «Villa I Tatti» (Флоренция, Италия), «Museum di instrumenti antiqua» в (г. Масса-Мариттима, г. Кортона, Италия).

Широкий круг интересов исполнительницы включает сочинения разных эпох и стилей: от музыки позднего Возрождения до произведений современных авторов, в том числе с использованием live-электроники.

Среди ее партнёров по сцене — Алексей Любимов, Александр Рудин, Алиса Тен, Олег Худяков, Дмитрий Синьковский, Марина Катаржнова, Андрей Березин, Петр Кондрашин, Ольга Жмаева, Яна Иванилова, Василиса Бержанская, Евгений Скурат, Рубен Дубровски, Линде Брунмаер-Тутц, Анна Фриман, Кристиан Гюртнер, Джузеппе Петрелла, Джоакино де Падова.

Дарья Борковская постоянная участница авторских проектов альтиста, саунд-дизайнера Сергея Полтавского,(«Электробарокко), мультиинструменталиста и композитора Руста Позюмского.

Глубокое изучение исторических источников и богатая творческая фантазия помогают Дарье Борковской создавать яркие и неординарные программы вместе со своим ансамблем Musica Tempora, ставшим одним из ведущих российских коллективов Москвы,  исполняющих старинную музыку.

Как исполнительница партии basso continuo участвовала в постановках оперы В. А. Моцарта «Дон-Жуан»(г. Курган, 2019г.), (г. Пермь,2021).

Постоянно сотрудничает с Камерным оркестром Большого Театра. Выступала с камерным оркестром «Новосибирская камерата», Курганским филармоническим камерным оркестром, Чешским молодежным оркестром. С 2021 года является солисткой камерного оркестра «Rosarium».

Осуществила ряд ансамблевых концертных проектов совместно с солистами оркестров «MusicAeterna», «Pratum Integrum»,»Musica Viva», «Drum Art Music», ГАСО им. Е. Ф. Светланова, РНО под управлением М.Плетнева

В 2002 году осуществила запись фортепианных произведений В. А. Моцарта и  Ф. Шопена для венгерского  радио  (радио Б. Бартока, г. Будапешт).

В 2023 году в составе ансамбля «Novoselie» осуществила запись диска на лейбле «Мелодия»; в 2024 году совместно с солистами хора «Questa Musica» и ансамблем «Novoselie» —  на лейбле Fancy music.

Организационная  деятельность

С 2022 года под художественным руководством Дарьи Борковской проходит клавесинный фестиваль в залах Музея—заповедника Царицыно.

В 2009—2012 годах Дарья Борковская входила в состав Совета молодых специалистов управления культуры ЦАО г. Москвы.

В 2015 году в составе менеджерской группы оргкомитета осуществила подготовку и проведение XII Фестиваля романтической музыки молодых исполнителей г. Москвы «Virtuoso-2015».

В 2019 и 2021 г.г. работала в составе жюри конкурса—фестиваля инструментального исполнения имени профессора Е.П. Макуренковой (г. Черноголовка).

Методическая деятельность

Дарья Борковская  принимала участие в научных конференциях  в Москве. Является автором исследовательской работы и статей, посвященных творчеству  К.Ф.Э. Баха, нескольких учебных программ.

Публикации

Мастер клавирного концерта // Карл Филипп Эмануэль Бах (1714—1788): к 300-летию со дня рождения: Сборник статей. Ред.-сост. С. Г. Мураталиева. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2017. С. 99—114.

Учебная программа факультативной дисциплины «Генерал-бас. Практический курс». — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2022