Родиося 1 декабря 1874 г., Орел, умер 2 декабря 1944 г., Нью-Йорк.
Пианист, педагог. Профессор II степени (1903).
В детстве занимался музыкой с хормейстером Н. Кризандером. Позднее учился в Московской консерватории у В. И. Сафонова (в силу исключительной талантливости был зачислен сразу в старший, «профессорский», класс). Окончил консерваторию в 1892 г. с золотой медалью. Совершенствовался у А. Г. Рубинштейна в Дрездене. Сафонов оказал решающее воздействие на формирование Левина–пианиста, перестроив его пианистический аппарат. «Следя за каждым мускулом, как кошка за мышкой, он был одним из самых внимательных и настойчивых педагогов, каких только можно вообразить», — вспоминал Левин впоследствии (Цит. по: Wallace R.K. P. 21–22). Сафонов приучил Левина к систематической работе, ибо тот, по собственному признанию, «был не слишком трудолюбив, предпочитал все больше шататься по улицам Москвы или стрелять в тире, нежели заниматься на рояле» (Левин И. С. 35). В 1911 благодарный ученик выступил с инициативой учредить в Московской консерватории Стипендию им. Сафонова в честь 25-летия его педагогической деятельности и перечислил в ее фонд гонорар от своего концерта.
Один из крупнейших пианистов-виртуозов 1-й половины XX в. Дебютировал в Москве в 1890 исполнением Пятого концерта для фортепиано с оркестром Л. ван Бетховена под управлением А. Г. Рубинштейна. В первые годы концертировал в России и за границей, главным образом в составе Московского трио со скрипачом А. А. Печниковым и виолончелистом М. Альтшулером. В 1895 стал лауреатом 2-го Международного конкурса пианистов имени Антона Рубинштейна в Берлине, что положило начало его широкой известности. Призыв в армию на 3 года прервал успешно начавшуюся музыкальную карьеру. Позднее выступал соло, а также в ансамбле с женой, Розиной Яковлевной Левиной (урожд. Бесси; 1880–1 976), с которой создал один из первых постоянно действовавших фортепианных дуэтов. Дуэт исполнял практически все сочинения. для 2 фортепиано, исключая переложения.
Центральное место в сольном репертуаре пианиста занимала музыка Ф. Шопена, Р. Шумана и русских композиторов, прежде всего А. Г. Рубинштейна. Исполнение отличалось виртуозной мощью и тончайшим мастерством звукового колорита при некоторой эмоциональной сдержанности (особенно в поздние годы). Критика называла Левина — этого, по выражению А. Рубинштейна, «последнего аристократа клавиатуры» — «идеалистом, мечтателем, стремящимся к утонченности, отточенности и совершенству» (Wallace R.K. P.193).
Преподавать начал в 1899 году. До 1901 вел класс специального фортепиано в Музыкальном училище при Тифлисском отделении ИРМО. В 1903–06 работал в Московской консерватории, сменив уехавшего за границу А. Н. Скрябина. В 1909–19 жил в Берлине, затем в Нью-Йорке. В промежутках между гастрольными поездками занимался преподаванием. С 1924 один из ведущих профессоров Джульярдской музыкальной школы. В 1920–30-е гг. преподавал также на летних курсах при университетах в Денвере и Болжере, в Американской консерватории в Чикаго, в «Моцартеуме» (Австрия).
Среди учеников: С. Городницкий, А. Маркус, Б. Смит. Как педагог унаследовал принципы преподавания Сафонова и А. Г. Рубинштейна. Обычно ставил перед учеником задачу ясно сформулировать, а затем передать смысл, заложенный в произведении. Особое внимание уделял культуре звукоизвлечения и основным муз.-пианистич. навыкам (fundamentals, как называл их сам Левин) – умению слушать себя, знанию гармонии, всех гамм и арпеджио. Отличался исключит. требовательностью, что приносило свои плоды. «Даже когда казалось, что он придирается и добивается от вас сверхъестественного совершенства, – вспоминала ученица, – после недель борьбы и отчаяния вы вдруг понимали, что сделали большой шаг вперед. То, что казалось близорукой концентрацией на мелочах, открывало для вас новый мир» (Wallace R.K. P.175–1 76). Оказал большое влияние на формирование американской фортепианной школы.
Источник: С. В. Грохотов И. А. Левин. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 267-298.