Родился 24 июля (6 августа по н. ст.) 1906 г. в г. Симферополе.Его жена – Евгения Ивановна Чигарёва. Его сын – Александр Викторович Бобровский. Дочь – Людмила Викторовна Бобровская (р. 1940) – пианистка, музыковед, педагог; проживает в Германии.
Первоначальное музыкальное образование получил в Симферопольском музыкальном училище.новременно в течение года учился на математическом факультете Симферопольского университета. В 1925 г. поступил в Московскую консерваторию (класс фортепиано Ф. Ф. Кенемана). Параллельно посещал занятия МУНАИС (Музыкально-научно-исследовательское отделение (подотдел) Московской консерватории), где его преподавателями были Г. Э. Конюс, М. Ф. Гнесин, А. Д. Кастальский, Н. А. Гарбузов, К. А. Кузнецов, Н. Я. Брюсова и другие.ношескую работу Бобровского «Романтизм в музыке» одобрил Б. В. Асафьев (конец 1920-х гг.; не сохранилась).
В 1936–1941 гг. учился на теоретическом отделении Центрального заочного музыкально-педагогического института в Москве (класс В. А. Цуккермана), писал под его руководством дипломную работу, посвященную зарождению черт классического стиля в творчестве И. С. Баха (на материале сюит и прелюдий из «Хорошо темперированного клавира»).бучение было прервано войной. В ноябре 1941 г. вступил в ряды народного ополчения.
С августа 1942 г. по январь 1943 г. находился в оккупации. В 1943–1945 гг. служил рядовым на 3-м Украинском фронте. Не принимая участия в военных действиях, работал в качестве организатора красноармейской самодеятельности. В 1953 г. защитил кандидатскую диссертацию: «Сонатная форма в русской классической программной музыке» (Московская консерватория).Умер 24 мая 1979 г. в г. Москве.
Доцент кафедры теории музыки.
Доктор искусствоведения. сс.: «Функциональные основы музыкальной формы» (1975).
Старший научный сотрудник (1970).
Педагогическая деятельность:
С 1949 г. вел в Московской консерватории музыкально-теоретические предметы, курс специального анализа музыкальных произведений, руководил дипломными и диссертационными исследованиями, писал критические статьи и научные труды. С 1958 г. – доцент.
В 1954–1963 и 1972–1978 гг. преподавал также в Музыкальном училище имени Гнесиных, где вел, совместно с другими педагогами, спецкурс анализа музыкальных произведений и индивидуальный класс, участвовал в создании и разработке нового курса мелодики (был автором проекта программы), читал также факультативный курс лекций по «функциональному анализу». В последние годы преподавания в консерватории читал экспериментальный курс анализа музыкальных произведений, в котором апробировал свои идеи.
Ученики:
Концертная деятельность:
Научные труды. Издания. Публикации:
- Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича. М., 1961
- Песни и хоры Шостаковича: В помощь слушателям народных университетов культуры. М., 1962
- Претворение жанра пассакальи в сонатно-симфонических циклах Д. Шостаковича // Музыка и современность. Вып. 1. М., 1962
- Программный симфонизм Шостаковича. Ст. 1 и 2 // Музыка и современность. [Соотв.] Вып. 3, 5. М., 1965, 1967
- The Shostakovich Symphonies // Soviet literature. 1966. № 24
- О переменности функций музыкальной формы. М., 1970
- К вопросу о драматургии музыкальной формы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971
- Научное творчество А. Н. Должанского // Должанский А. Н. Избранные статьи. Л., 1973
- О некоторых чертах стиля Шостаковича шестидесятых годов. Ст. 1 и 2 // Музыка и современность. Вып. 8. Вып., 9. М., 1974, 1975
- Функциональные основы музыкальной формы. М., 1977
- Драгоценная простота // Георгий Свиридов. М., 1979
- О музыкальном мышлении Рахманинова // Советская музыка. 1985. № 7
- Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки. Вып. 1. М., 1989
- Статьи. Исследования. М., 1990
- Шостакович в моей жизни: Личные заметки // Советская музыка. 1991. № 9
- О самом важном // Музыкальная академия. 1997. № 1
- Музыкальное мышление Шостаковича и основы его тематизма // Музыкальная академия. 1997. № 4
- О музыкальном мышлении Шостаковича. Три фрагмента // Шостаковичу посвящается: 1906 – 1996. Сборник статей к 90-летию со дня рождения композитора. М., 1997
- Переписка В. П. Бобровского и А. Н. Должанского / Публ., вступ. статья и коммент. О. Бобрик и Е. Чигаревой // Шостакович: между мгновением и вечностью: Документы, материалы, статьи. СПб., 2000
- Четвертая симфония (истоки симфонизма Шостаковича) // Д. Шостакович. Проблемы стиля. М., 2003
- От Пятой к Десятой симфонии // Из личных архивов профессоров Московской консерватории. Вып. 3. М., 2008
- Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки. Вып. 2. Отв. ред. Е. И. Чигарева. М., 2008
Публикации об этом педагоге:
- Цуккерман В. В. П. Бобровский [некролог] // Советская музыка. 1979. № 12
- Гаврилова Н. Личность творческая, артистическая // Советская музыка. 1985. № 9
- Цуккерман В. Из кладовой памяти // Советская музыка. 1987. № 10
- Тараканов М. О научно-исследовательской деятельности В. П. Бобровского // Бобровский В. П. Статьи. Исследования. М., 1990
- Скурко Е., Чигарева Е. В. П. Бобровский – человек, педагог, музыкант // Там же
- Чигарева Е. Шостакович в жизни его поколения // Музыкальная академия. 1997. № 4
- Чигарева Е. Разбирая семейные архивы... // Русская мысль. 2000. № 4324–4325
- Чигарева Е. В. П. Бобровский о музыкальной организации в рассказах Чехова (по архивным материалам) // Из личных архивов профессоров Московской консерватории. М., 2005
- Война в жизни В. Бобровского // Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны. М., 2005
- Чигарева Е. Отец и сын (Разбирая семейные архивы). М., 2006