Родился 2 июля (14 июля по н. с.) 1898 г. на Успенском прииске в Якутской губернии в семье горного инженера, музыканта-любителя Романа Филипповича Рогаль-Левицкого. Начальное музыкальное образование получил под руководством матери – Наталии Александровны. После переезда в Москву посещал Музыкальные классы А. П. Буниной (с 1908 г.), в 1910 г. поступил в училище Е. и М. Гнесиных в класс фортепиано Е. Ф. Гнесиной.В 1917 г. с серебряной медалью окончил Первую московскую гимназию.
В том же году отправился на турецкий фронт в качестве вольноопределяющегося. После освобождения от военной службы продолжил занятия музыкой. В начале 1920-х гг. в течение трех лет частным образом занимался теорией музыки и композицией с А. Т. Гречаниновым (переписывался с ним до конца его дней). В 1925 г. окончил Московскую консерваторию по классу арфы М. А. Корчинской и научно-теоретическое отделение творческого факультета по классам теории музыки (Г. Э. Конюс) и инструментовки (С. Н. Василенко).В 1926–1929 гг. – сверхштатный научный работник Музыкально-этнографических курсов Государственного института музыкальной науки.
Редактор «Трудов» Ассоциации камерной музыки и московского отдела издательства московского Общества драматических писателей (1927). Публиковал рецензии и музыкально-критические статьи в различных журналах и газетах. Будучи членом-корреспондентом Северо-Кавказского Горского Научно-исследовательского института в Ростове-на-Дону (с 1927 г.), изучал музыкальное творчество народов Северного Кавказа («Песни Северной Осетии. Историко-этнографические очерки, теоретический и метро-тектонический анализ песен и обработка легенд, связанных с содержанием данных песен», 1927; «Песни Карачая», 1927; материал рукописи вошел в многочисленные статьи Д. Р. Рогаль-Левицкого).
В 1931–1938 гг. работал в музыкальной редакции Музгиза. Непревзойденный мастер оркестровки, Рогаль-Левицкий сыграл значительную роль в развитии жанра оркестровой сюиты, используя для создания этих произведений фортепианную музыку известных композиторов («Листиниана», 1932; «Скрябиниана», 1935; «Шопениана», 1947; симфоническая сюита «Памяти С. В. Рахманинова» и другие). В числе известных аранжировок – «Три сборника переложений для двухрядной венской гармоники» (М., 1928–1932), обработки свыше 50 романсов русских и зарубежных авторов для голоса и трио (фортепиано, скрипка, виолончель).
Оркестровал ряд опер русских композиторов («Мельник, колдун, обманщик и сват» А. О. Аблесимова и М. М. Соколовского, 1927; «Иванушка-дурачок» Ц. А. Кюи, 1939). Составлял партитуры ряда произведений С. С. Прокофьева по его клавирам с размеченной инструментовкой. Осуществил полную редакцию оперы «Кармен» Ж. Бизе (М., 1953, 1956).
В 1940–1941 гг. в Большом театре в оркестровке Рогаль-Левицкого был поставлен балет «Тарас Бульба» В. П. Соловьева-Седого, в 1942–1943 гг. в Ленинградском Малом академическом театре имени С. М. Кирова – оперы «Емельян Пугачев» М. В. Коваля, в 1943 г. – «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского.Д. Р. Рогаль-Левицкий – автор официальных редакций «Интернационала», Государственных гимнов СССР, ряда Союзных республик, а также Франции, Польши, Турции. Его жена – Тамара Николаевна Рогаль-Левицкая (1910–1999) – пианистка, педагог, заслуженный работник культуры РСФСР. Окончила Московскую консерваторию по классу Л. Н. Оборина. В 1960–1975 гг. возглавляла Школу-семилетку имени Гнесиных.Умер 17 декабря 1962 г. в г. Москве.
Профессор.
Кандидат искусствоведения (1932).
Педагогическая деятельность:
Преподавал в Музыкальном техникуме имени Гнесиных (1921–1937), на Музыкально-вокальных курсах имени И. Ф. Стравинского (1925–1927), в Музыкальном техникуме имени А. А. Ярошевского (1927–1928).
Вел гармонию, анализ музыкальных произведений, инструментовку и аранжировку. В Московской консерватории работал сначала на кафедре инструментовки (в 1932–1937 г. – доцент), позднее – на Военном факультете (с 1944 г. – профессор, в 1944–1946 гг. – начальник кафедры инструментовки Высшего училища военных капельмейстеров Красной Армии).
С 1945 г. возобновил преподавание на теоретико-композиторском факультете Московской консерватории (с 1952 г. – исполняющий обязанности заведующего кафедрой инструментовки, с 1957 г. – заведующий кафедрой).
Преподавал также в Музыкальном училище (1921–1937, 1943–1944) и Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1944–1945).
По воспоминаниям Е. П. Макарова, великолепное знание оркестра и прекрасные человеческие качества привлекали к Д. Р. Рогаль-Левицкому молодежь.
Ученики:
Научные труды. Издания. Публикации:
-
Инструменты современного оркестра (современная партитура). М., 1930
-
Курс чтения партитур Глеба Таранова: Полная редакция и обработка. М., 1935
-
Беседы об оркестре. М., 1961
Рукописи
- «Возможности современного оркестра» (1923)
- «Теория основных элементов музыки» (1926)
- «Русская соната. Опыт тематического анализа фортепианных и инструментальных сонат русских авторов» (1926, 1928)
- «Техника искусства оркестровки. Материалы и записи, подбираемые для полного методического курса оркестровки» (1930–1932)
Рогаль-Левицкий – прекрасный мемуарист, оставил воспоминания о С. С. Прокофьеве – «Мимолетные связи» (1961) (опубликованы в сб. «Сергей Прокофьев. К 110-летию со дня рождения» / Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. М., 2001). Не опубликованы воспоминания о А. Т. Гречанинове – «Мой первый учитель композиции», а также «50 лет в когтях у музыки: тягостные воспоминания о бесславно прожитой жизни [Автобиографический роман]» (ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 351. Ед. хр. 740), «Пожелтевшие страницы» (ГЦММК. Ф. 351. Ед. хр. 540) и др. Музыковедческие труды
- Сергей Василенко и его альтовая соната. М., 1927
- Якутская народная песня // «Музыка и революция» 1926. № 10
- Песенное творчество карачаевцев // Советское искусство. 1928. № 3
- Песенное творчество Осетии // Советское искусство. 1928. № 4
- Песни Крыма // «Информационный бюллетень» 1927. № 19, 20
Публикации об этом педагоге
- Макаров Е. П. Дмитрий Романович Рогаль-Левицкий (1898–1962) // Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. М., 1966. С. 62-81
- Дигонская О. Рогаль-Левицкий Д. Р. Государственный гимн. // Музыкальная академия. 1998. № 3
- Сигейкина Е. Переписка А. Т. Гречанинова и Д. Р. Рогаль-Левицкого // Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. Альманах. Вып. I. М. 1999
- Дигонская О. «Мимолетные связи» (К 70-летию со дня рождения Сергея Прокофьева) // Сергей Прокофьев. К 110-летию со дня рождения. Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. М., 2001
- Сигейкина Е. «Общение со старыми друзьями – это одна из немногих радостей моей жизни…» (Из переписки А. Т. Гречанинова и Д. Р. Рогаль-Левицкого) // Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. Альманах. Вып. II. М. 2003
- Круглова М. «Жизнь в «когтях у музыки». Д. Р. Рогаль-Левицкий: композитор, музыкальный учёный, критик, арфист» // Научные чтения памяти А. И. Кандинского: материалы научной конференции. (Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского; сб. 59). М. 2007