Московская консерватория: материалы и документы (в 2 томах). Том 2


  • Издательство: «Прогресс-традиция», 2006
  • Тираж: 1200 экз.
  • К-во страниц: 392
  • ISBN: 5-89826-234-2

Редколлегия: Е. Г. Сорокина (ответственный редактор), Е. Л. Гуревич (ответственный редактор, редактор-составитель, автор-составитель), Э. Б. Рассина, И. А. Медведева, Н. Ю. Катонова. Редактор – М. В. Щеславская.


Альбом посвящен юбилею Московской консерватории – ее 140-летию. Издание задумано как собрание архивных документов, изобразительных материалов и библиографических редкостей. Листая его страницы, можно ощутить биение пульса разных эпох, пережитых учебным заведением вместе со всей страной, вспомнить о важнейших событиях и фактах из истории вуза, его факультетов и кафедр, узнать о тех замечательных личностях, что участвовали в становлении и развитии крупнейшего очага русской культуры.

Рукописи гениальных творений, афиши, концертные программки помогут мысленно воссоздать звучание музыки, сочиненной и исполнявшейся педагогами и воспитанниками прославленного учебного заведения.

Рассказ о Московской консерватории, ее директорах, первых профессорах и продолжателях их традиций, – о тех, кто оставил нам богатейшее духовное наследие, вырастил многие поколения музыкантов, разработав собственные методические школы и направления, получившие признание во всем мире, – мы попытались выстроить на подлинных малоизвестных документах. Именно поэтому в альбоме используются рескрипты, уставы, корреспонденция министерств и департаментов, фрагменты писем, дневников, воспоминаний, рукописей научных трудов и учебников.

Н. Г. Рубинштейн, выдающийся музыкант и блестящий организатор, основатель Московской консерватории, неустанно заботился о собирании в ней нот, книг, музыкальных инструментов и памятных даров. Фонды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского – ее Музея имени Н. Г. Рубинштейна и Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева – широко использованы в настоящем издании. Отдельные фотографии предоставил Научный центр народной музыки им. К. В. Квитки.

В альбом включены важные для избранной темы экспонаты и источники из Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки, а также чрезвычайно ценные, недавно обнаруженные документы из Российского государственного исторического архива.

Подчеркнем, что альбом задуман как источниковедческий труд и потому основан преимущественно на подлинниках, которые хранятся в названных выше учреждениях.

Выбор жанра альбома обусловлен стремлением не только обнародовать ценные материалы и документы, касающиеся истории Московской консерватории, но главное – заставить их «заговорить», «зазвучать» и воссоздать многокрасочную полифонию жизни прославленного учебного заведения в прошлом и настоящем.
Издание построено по хронологическому принципу и состоит из двух томов, содержащих четыре главы. В первой главе составители сочли возможным познакомить читателей с библиографическими редкостями, связанными с истоками русской культуры, эволюция которой привела к открытию Московской консерватории. Вторая глава посвящена эпохе открытия, стремительного развития и расцвета учебного заведения, охватывая события с 1866 по 1922 год. Третья – рассказывает о самых сложных десятилетиях, с 1922 по 1966 год, о тяжких испытаниях и достигнутых, несмотря на них, блистательных победах. Наконец, четвертая – повествует об интенсивной работе вуза с 1966 года до наших дней. Правда, иногда естественный ход событий не позволяет точно соблюдать хронологические границы в их описании.

Даты до 1918 года соответствуют старому стилю, начиная с 1918-го – после перехода России на григорианский календарь – новому. В подписях к иллюстрациям обычно приведен год создания источника (если он точно не известен, то в квадратных скобках указан предполагаемый период времени; также в квадратных скобках приводятся сведения, которые, к сожалению, не удалось восстановить с абсолютной точностью). Под портретами, созданными после кончины изображенных на них героев, добавлены даты их жизни и смерти. Во многих случаях в комментариях к иллюстрациям удалось зафиксировать не только время, но и «место действия». К сожалению, не всегда сохранились имена фотографов, которым мы обязаны бесценными кадрами. Но в тех случаях, когда это возможно, они всегда указаны. Фамилии лиц, запечатленных на фотографиях, перечисляются слева направо.

Описание материалов из ГЦММК, Музея МГК и РГИА включает информацию из каталога каждого учреждения, что облегчает их поиск. Для работы в НМБТ эти данные часто не нужны и потому в ряде случаев отсутствуют.

Все разделы Альбома открываются вступительными очерками, которые призваны помочь читателям воспринимать последующие иллюстрации в определенном историческом контексте. Даже эти по необходимости весьма беглые обзоры свидетельствует о том, сколь сложный путь прошла Московская консерватория, какое огромное древо выросло из ростка, посаженного Н. Г. Рубинштейном.

Расширить представление о Московской консерватории помогут примечания, сопровождающие основной текст исторических обзоров и содержащие ссылки на труды, посвященные избранной теме. Напомним наиболее известные публикации, характеризующие Московскую консерваторию в целом: «Первое двадцатипятилетие Московской консерватории» Н. Д. Кашкина (М.: Т-во «Печатня С. П. Яковлева». 1891), «Воспоминания о Московской консерватории» (Сост. и коммент. Е. Н. Алексеевой и Г. А. Прибегиной. Общая ред. Н. В. Туманиной. М.: Музыка, 1966), «Московская консерватория. 1866–1966» (Ред. коллегия – Л. С. Гинзбург, А. И. Кандинский, А. А. Николаев, В. В. Протопопов, Н. В. Туманина (Рукавишникова). М.: Музыка, 1966), альбом «Московская консерватория. 1866–1991» (Авт., сост. и ред. Г. А. Прибегина. М.: Музыка, 1991).

В альбоме «Московская консерватория: материалы и документы из фондов МГК имени П. И. Чайковского и ГЦММК имени М. И. Глинки» использованы также рукописные тексты, посвященные факультетам, кафедрам, учебно-вспомогательным, научным и административно-хозяйственным отделам Московской консерватории, переданные в Музей им. Н. Г. Рубинштейна в 2004–2005 году (они составили один из фондов Музея – № 36). В исторические обзоры, предваряющие главы, в кавычках включены фрагменты из этих материалов со ссылками на них. Остальной текст подготовлен редактором-составителем издания.

Важная информация содержится в приложении, куда включены: хронологический список всех ректоров учебного заведения, схема, знакомящая читателей со структурой вуза в настоящее время (вся информация о Московской консерватории, содержащаяся в альбоме, собрана до 30 декабря 2006 года. Последующие изменения не получили в нем отражение), и список сокращений, применяемых в издании.

При подготовке Альбома учитывалось, что в тот же период будет опубликован историко-биографический словарь «Московская консерватория от истоков до наших дней», содержащий около 1500 статей о жизни и творчестве выпускников Московской консерватории, работавших и работающих в ней. Возможность воспринимать Словарь и Альбом в комплексе способствует более многомерному и глубокому восприятию материалов.

Кроме того, выход в свет Словаря позволяет в исторических обзорах Альбома называть только должности руководителей, педагогов и сотрудников вуза, не упоминая почетные и ученые звания и степени, правительственные награды, коих они удостоены, а в подписях к иллюстрациям – приводить одни имена и фамилии. (Это связано также с тем, что в ряде случаев, как уже отмечалось, невозможно установить точную дату создания портрета, а значит – должность, которую его герой в тот момент занимал.)

Деятельность многих музыкантов, о которых рассказывается в четвертой главе Альбома, продолжается в наши дни. Адекватно оценить их вклад в культуру можно будет лишь по прошествии времени, ибо оно, как известно, – лучший судья. Поэтому редакционная коллегия приняла решение по возможности отказаться в этом разделе издания от эпитетов, ограничившись информацией, необходимой для восприятия иллюстраций.

Фонды, на основе которых подготовлен альбом, собирались на протяжении десятилетий. Большинство публикуемых источников было подарено бескорыстными, щедрыми людьми, заботившимися и заботящимися ныне о сохранении и умножении российской культуры. В комментариях к иллюстрациям всегда называются зафиксированные в документах НМБТ, Музея им. Н. Г. Рубинштейна и ГЦММК им. М. И. Глинки имена дарителей, которым поистине несть числа. Всем им низкий поклон!

Редакционная коллегия и составители альбома глубоко благодарны тем, кто предоставил использованные в нем тексты и информацию: Т. А. Алиханову, Ю. А. Башмету, А. З. Бондурянскому, И. В. Воронцовой, Т. А. Гайдамович, Н. Н. Гиляровой, Т. И. Евсеевой, В. Ф. Жданову, А. В. Зуеву, В. М. Иванову, М. И. Каратыгиной, А. А. Коблякову, А. А. Корчагину, Е. И. Кузнецовой, И. В. Куликовой, И. Е. Лозовой, О. В. Лосевой, А. Б. Любимову, Е. В. Назайкинскому, Е. Н. Платонову, В. С. Попову, Л. В. Ракову, Л. В. Рощиной, Е. П. Савельевой, А. В. Самонову, М. А. Сапонову, И. А. Скворцовой, П. И. Скусниченко, Л. Е. Слуцкой, А. С. Соколову, М. С. Старчеус, В. В. Суханову, В. Г. Тарнопольскому, Б. Г. Тевлину, А. В. Харуто, В. Н. Холоповой, М. К. Чайковской, В. Н. Чачаве, В. П. Чинаеву, Н. Н. Шаховской. (В исторических обзорах, открывающих главы, приведены ссылки на все переданные в Музей МГК тексты и устную информацию.)

Слова искренней признательности хотелось бы высказать всем, кто содействовал подготовке настоящего издания: М. В. Алихановой, Р. Г. Балашову, Е. Г. Богиной, Н. В. Бушневой, Е. В. Гераскиной, И. А. Горьковой, В. П. Дереновской, С. Д. Дяченко, Е. А. Изотовой, А. Г. Карпич, Е. В. Карышевой, А. В. Клищевой, О. Б. Мозалевской, М. А. Неклюдовой, Н. С. Николаевой, Л. Г. Папениной, В. Н. Поляниной, Н. И. Рысевой, В. А. Серебряковой, А. В. Соловьеву, Ю. А. Тканову, К. Н. Урмановой, Д. Н. Худобородовой, А. А. Чекушиной.

Нелегкий труд по сбору материалов, координации фотосъемок и атрибутированию фотографий взял на себя руководитель Отдела по работе с Интернет-сайтом С. С. Голубенко, что было весьма ощутимым подспорьем для редактора-составителя.

Особая благодарность – издательству «Прогресс-Традиция», оказавшему неоценимую помощь редакционной коллегии, авторам, составителям и опубликовавшему Альбом.

Глава 3. 1922-1966. На пути к вековому юбилею 9
После революции: новые веяния 35
Во главе Московской государственной консерватории 40
Профессора: традиции и преемственность 44
Факультеты, кафедры и отделы 52
Фортепианный факультет 52
Кафедры специального фортепиано
54
Кафедра концертмейстерского мастерства
71
Класс органа
72
Оркестровый факультет 75
Кафедры скрипки
78
Кафедра альта и арфы
84
Кафедра виолончели и контрабаса
87
Кафедра духовых и ударных инструментов
91
Кафедра оперно-симфонического дирижирования
94
Оркестры МГК
97
Межфакультетские кафедры 100
Кафедра камерного ансамбля и квартета
100
Камерные ансамбли МГК
104
Кафедра общего фортепиано
108
Вокальный факультет 109
Кафедры сольного пения и оперной подготовки 109
Кафедра хорового дирижирования
114
Теоретико-композиторский факультет 118
Кафедра сочинения (композиции)
120
Кафедра инструментовки
131
Кафедра теории музыки
134
Кафедры истории музыки
140
Военно-дирижерский факультет 147
Кабинет народной музыки 150
Акустическая лаборатория 154
Библиотека 156
Музей им. Н. Г. Рубинштейна 159
Концерты. Фестивали. Конкурсы 162
Страницы из жизни консерватории 169
Юбилеи МГК 177
Глава 4. 1966-2006. Устремленная в будущее 183
Архитектурный ансамбль МГК им. П. И. Чайковского 221
Руководители МГК им. П. И. Чайковского 231
Факультеты, кафедры и отделы 234
Фортепианный факультет 234
Кафедры специального фортепиано
234
Кафедра органа и клавесина
244
Оркестровый факультет 248
Кафедры скрипки
248
Кафедры альта и Класс арфы
254
Кафедра виолончели и контрабаса
257
Кафедра виолончели
260
Кафедра духовых и ударных инструментов
264
Вокальный факультет 267
Кафедра сольного пения
267
Кафедра оперной подготовки. Оперный театр 270
Дирижерский факультет 274
Кафедра хорового дирижирования. Хоры МГК. Методический кабинет при Кафедре хорового дирижирования
274
Кафедра оперно-симфонического дирижирования. Оркестры МГК
281
Факультет исторического и современного исполнительского искусства 290
Концертмейстеры 295
Композиторский факультет 296
Кафедра сочинения (композиции)
296
Кафедра инструментовки
307
Историко-теоретический факультет 310
Кафедра теории музыки
310
Кафедра истории зарубежной музыки
314
Кафедра истории русской музыки. Научные центры при кафедре: народной музыки имени К. В. Квитки, церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского
318
Кафедра междисциплинарных специализаций музыковедов 322
Межфакультетские кафедры 323
Кафедра камерного ансамбля и квартета. Камерные ансамбли МГК
323
Межфакультетская кафедра фортепиано
327
Кафедра истории и теории исполнительского искусства
329
Кафедра концертмейстерского искусства
332
Кафедра и Центр современной музыки
336
Кафедры русского, иностранных языков, гуманитарных наук, физического воспитания
338
Учебная часть, Деканат по работе с иностранными учащимися, Управление по координации программ международной деятельности, Факультет повышения квалификации, Аспирантура 341 Научные и учебно-вспомогательные отделы 344
Руководители научных и учебно-вспомогательных отделов 344
Научная музыкальная библиотека имени С. И. Танеева
348
Специализированный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций при МГК им. П. И. Чайковского
350
Лаборатория звукозаписи
351
Центр «Музыкальные культуры мира»
352
Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыки и музыкального образования
353
Музей им. Н. Г. Рубинштейна
354
Вычислительный центр
355
Редакционно-издательский отдел
356
Редакция газеты «Российский музыкант»
357
Административные отделы 358
Памятные события 366
Международные связи 376
Приложение 385
Ректоры (Директора) Московской консерватории 385
Схема структуры МГК им. П. И. Чайковского в 2006 году 387 

Автор(ы)


Лариса Слуцкая

Заслуженный работник культуры Российской Федерации

Елена Сорокина

Заслуженный деятель искусств РФ

Евгения Гуревич

Заслуженный работник культуры РФ

Эмма Рассина

Заслуженный работник культуры РФ (1996).

Татьяна Евсеева

Заслуженный работник культуры РФ

Ссылки