Наследие Ю. Н. Холопова и современное музыкознание: Сборник статей.
Составители: Е. А. Изотова, кандидат искусствоведения, доцент; М. И. Катунян (отв. редактор), кандидат искусствоведения, доцент.
Сборник посвящен 90‑летию со дня рождения выдающегося музыкального ученого, педагога, профессора Московской государственной консерватории Юрия Николаевича Холопова (1932–2003). В него вошли материалы международной научной конференции «Наследие Ю. Н. Холопова и современное музыкознание», проходившей 26–29 октября 2022 года. Среди авторов сборника — представители научной школы Холопова. Многопрофильный характер издания отражает интересы и достижения ученого в различных областях музыковедческой науки, развиваемые его учениками и последователями. Перед читателем развернута панорама теоретического познания музыки от Античности до Новейшего времени. Материалы сборника включают не публиковавшуюся прежде статью Холопова «Музыкальные числа», а также работы, посвященные проблемам музыкальной композиции (гармонии, формы, контрапункта), истории музыкальной теории, музыкальной эстетики и философии, педагогики. Специальный раздел отведен исследованиям о новой музыке, которая занимала особое место в научном творчестве Холопова.
Сборник адресован специалистам в области теории и истории музыки, учащимся, педагогам и всем интересующимся музыкальной культурой.
От составителей 6
Принятые сокращения 7
Татьяна Кюрегян Откуда на Руси берутся таланты. Он — родом из Рязани 8
ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННОГО
Юрий Холопов Музыкальные числа 16
УЧЕНИЕ Ю. Н. ХОЛОПОВА И XXI ВЕК
Лариса Кириллина Новая красота. Заметки историка 27
Светлана Савенко «Всемирная музыка» Карлхайнца Штокхаузена в интерпретации Ю. Н. Холопова 35
Валентина Холопова Научные новации Ю. Н. Холопова в перспективе и ретроспективе 40
Михаил Иглицкий «Парадокс изобретателя» в научном творчестве Ю. Н. Холопова 51
Юрий Захаров Учебники Ю. Н. Холопова как источники идей для разработки новых методов анализа гармонии 61
Григорий Рымко Словесный текст как «первая половина» формы: феномен тексто-музыкальной формы в трудах Ю. Н. Холопова 81
Марина Карасёва А что бы он сказал сегодня? Педагогические принципы Холопова vs Современные тенденции музыкального обучения 94
Константин Жабинский Ю. Н. Холопов о перспективах развития «философской теории гармонии» А. Ф. Лосева. Мыслитель-«musicus» в диалоге с музыкантом-исполнителем 107
Иеромонах Филипп (Неседов) Историческое значение Ю. Н. Холопова как музыкального теоретика 116
В ДИАПАЗОНЕ СТОЛЕТИЙ
Наталья Ефимова Мозарабские гимны в пространстве интеллектуальной традиции Западного Октоиха 122
Елена Коляда Акафист и псалом: общие черты поэтики восточнохристианской энкомиастической и ветхозаветной тeхиллической гимнографии 133
Римма Поспелова, Дана Денисова De musica modi sex: на пути к автономному музыкальному ритму (к изучению трактата Иоанна Гарландского «De mensurabili musica») 146
Николай Тарасевич, Людмила Сундукова Взаимодействие техник работы с первоисточником в эпоху Ренессанса 166
Лариса Гервер Слово и число как факторы музыкальной формы в мадригалах XVI века 175
Анна Андрушкевич Гамбург конца XVII века: спор вокруг оперы 193
Маргарита Катунян Структурные универсалии в истории гармонии: принцип ряда 209
Григорий Лыжов Старинные лады в «Органной книжечке» И. С. Баха 238
Елена Николаева Исторические метаморфозы passus duriusculus 257
Марина Чебуркина «Демонстрация принципа гармонии» (1750) Ж.-Ф. Рамо: «фундаментальный звук» в контексте математических, физических и чувственно-психологических факторов 266
Татьяна Старостина, Анна Борисова К проблеме новаторства Рахманинова 277
Татьяна Букина Основные этапы становления концепции «звучащего вещества» в работах Б. В. Асафьева первой половины 1920‑х годов 290
О НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ МУЗЫКЕ
Татьяна Баранова-Монигетти Стравинский в диалоге с музыковедами и критиками (по материалам Фонда Пауля Захера) 300
Татьяна Мдивани О ризомных музыкально-театральных реалиях и альтернативной опере: к постановке вопроса 321
Милена Божикова Интерпретация, или «линия горизонта», в «Die Hamletmaschine» Вольфганга Рима 330
Албена Найденова Tригунатмика — принцип троичности в «Кukeri-Märchen» Владимира Панчева 338
Анна Маклыгина Эдгар Варез в воспоминаниях Луизы Варез 355
Ильдар Ханнанов Яворский, Холопов и теория новой музыки 365
Александр Маклыгин Пентатоника в зеркале идеологических и музыкально-теоретических трактовок 375
Игорь Кузнецов Гармонические свойства микрохроматических систем 390
Анна Иглицкая Гармония, тембр и фактура в пьесе «Ballata № 2» Франческо Филидеи: к проблеме дифференциации аспектов в композиции XXI века 408
Иван Старостин Звуковой «грустнограм» Настасьи Хрущёвой: деконструкция и реконструкция метрического 8‑такта в цикле «Русские тупики» 422
Евгения Изотова Ничто не ново под луной. О старой и новой нотации 431
Владимир Громадин Новые подходы к анализу ненотированной музыки: технологии на службе у музыковедения 445
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анна Русакова Из домашнего архива Юрия Николаевича Холопова 458
Программа Третьего международного фестиваля «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова» 465
Авторы 469
Настоящий сборник составлен по материалам международной научной конференции «Наследие Ю. Н. Холопова и современное музыкознание», проходившей в Московской консерватории 26–29 октября 2022 года в рамках фестиваля «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова» и посвященной 90‑летию со дня рождения выдающегося ученого и педагога, профессора Московской консерватории.
Он продолжает ряд фестшрифтов, подготовленных последователями и единомышленниками Ю. Н. Холопова к его юбилеям: первым был «Laudamus» (М., 1992; отв. ред. В. С. Ценова, ред. А. В. Власов, М. Л. Сторожко), вторым — «Юрий Николаевич Холопов и его научная школа» (М., 2003; ред.-сост. В. С. Ценова). В 2016 году вышло мемориальное издание «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова» (отв. ред. М. И. Катунян). Нынешний сборник — очередной дар памяти ученого, приносимый его учениками разных поколений, учениками учеников, а также коллегами, работающими в областях, близких кругу научных интересов Ю. Н. Холопова.
Сборник включает, прежде всего, статью самого Юрия Николаевича «Музыкальные числа» из его ранее не опубликованных работ (таковых еще немало, о чем свидетельствует продолжающаяся монографическая серия под редакцией проф. Т. С. Кюрегян; очередной том — «Ю. Н. Холопов. О русской и зарубежной музыке» — вышел в свет в октябре 2022 года; его презентацией открылась мемориальная конференция).
Тематика статей настоящего издания отражает различные направления музыковедческих исследований. Материалы сгруппированы в три раздела, хотя их рубрикация достаточно условна. В первый вошли работы, посвященные музыке в пространстве философии, эстетики, культурологии, педагогики в той или иной связи с наследием ученого. Статьи второго раздела освещают вопросы теории в историческом аспекте музыкальной науки. Третий раздел отведен проблемам новой и новейшей музыки.
Научная проблематика не ограничивается сферой интересов Юрия Николаевича, но и расширяет ее путем обращения к таким областям, как, с одной стороны, музыкальная библеистика и корни певческих традиций христианского мира, с другой — сегодняшние музыкальные реалии: безнотационная композиция, компьютерные технологии и программирование. Эти исследования опираются как на «открытые» Холоповым темы, предполагающие продолжение их разработки, так и на его когнитивные методики и алгоритмы, стимулирующие поиск аналитических подходов, приложимых к новейшим композиторским практикам. Это расширяющееся пространство науки Юрий Николаевич безусловно приветствовал бы. В этом можно не сомневаться, зная направленность его пытливой мысли ко всему новому.
Считаем приятным долгом выразить признательность рецензентам сборника: доктору искусствоведения Н. О. Власовой, доктору искусствоведения, проф. О. В. Лосевой, доктору искусствоведения, проф. Е. Г. Окуневой, доктору искусствоведения, проф. Н. Ю. Плотниковой, доктору искусствоведения, проф. Т. В. Франтовой, а также сотрудникам Научно-издательского центра Е. А. Лариной, С. М. Мовчану, Г. А. Моисееву.