12
АПРЕЛЯ
2018
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

Оркестр оперного театра консерватории. Дирижёр В. Федосеев

Поиск

цена билета 300 - 2000

Оркестр оперного театра Московской консерватории

Хор Московской консерватории

Дирижёр —

Владимир Федосеев


В программе:

П. И. Чайковский 
«Ундина», опера в концертном исполнении
Романсы в транскрипции для солистов и оркестра

12 апреля в Большом зале консерватории состоится сенсационная премьера — прозвучит реконструкция уничтоженной оперы П. И. Чайковского «Ундина». Вот уж действительно: «рукописи не горят».

Предыстория события такова. В 1869 году Чайковский, тогда профессор Московской консерватории, завершил свою вторую оперу «Ундина». Композитор предлагал ее Императорским театрам — вначале Большому в Москве, затем Мариинскому в Петербурге. Но Чайковский везде получил отказ, и в порыве разочарования уничтожил оперу.

По словам сотрудника Музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину Ады Айнбиндер, «много десятилетий ученые и музыканты пытаются, подобно поискам Атлантиды или Янтарной комнаты, найти и собрать по крупицам «Ундину» Чайковского. Первым этапом стал выход в 1950 году тома «зеленого» Полного собрания сочинений композитора, в который вошли фрагменты I действия оперы. В 1958 году В. Я. Шебалин сделал реконструкцию дуэта Ундины и Гульбранда. Далее известные на тот момент четыре фрагмента «Ундины» были исполнены, записаны и вошли в состав Полного собрания сочинений П. И. Чайковского в грамзаписи. Новая реконструкция сохранившихся фрагментов оперы «Ундина» впервые прозвучала 11 ноября 2015 года в концертном зале Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского в исполнении Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского под управлением В. И. Федосеева и солистов Анны Аглатовой (сопрано) и Алексея Татаринцева (тенор). Тексты «Ундины» читал актер Михаил Филиппов» (из статьи «Рождение “Ундины"», «Музыкальная жизнь», № 3, 2017).

По признанию Владимира Федосеева, «началом в познании оперного Чайковского для меня является «Ундина», созданная композитором в конце 1860-х годов. Она открывает нам Петра Ильича как драматурга и приносит богатство мелодий, которые после уничтожения автором партитуры «Ундины» обрели новую жизнь в его Второй симфонии, в музыке к весенней сказке «Снегурочка» и балете «Лебединое озеро». В концертах я объединяю эту оперу в одной программе с сюитой из «Лебединого озера» — где очевидно, сколь благодатной почвой стала «Ундина», с какой силой проросли посеянные в ней «музыкальные зерна» в позднейшем творчестве мастера».

Для совместного проекта с Оперной студией Московской консерватории найдено иное решение: вместе с «Ундиной» прозвучат оркестровые транскрипции романсов Чайковского.


Ссылки