Ансамбль «Musica tempora»
Абонемент № 29. «Магия барокко»
Affetti Musicali
Ансамбль «Musica tempora»
-
Алиса Тен (сопрано)
-
Ирина Рабчевская (барочная скрипка)
-
Кристина Таха (барочная скрипка)
-
Руст Позюмский (виола да гамба)
-
Ася Гречищева (теорба)
-
Дарья Борковская (клавесин)
В программе:
Б. Марини, Б. Феррари, К. Монтеверди, Б. Марини, Дж.А. Пандольфи Меалли, Дж. Стефани, Б. Строцци, Д. Кастелло, Т. Мерула
Эмоция, как аффект, являлась одним из главных значений музыки эпохи барокко, важным посредником между исполнителем и слушателем. Теория аффектов (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) - музыкально-эстетическая концепция, получившая широкое распространение в XVII - XVIII веках. Первооткрывателем так называемого взволнованного стиля «stile concitato» стал К.Монтеверди, выделив три основных аффекта: гнев, уверенность и смирение, или мольбу. Эти аффекты композитор широко использовал в своих мадригалах.
Согласно И. Вальтеру, слово «аффект» означает душевное переживание. А. Кирхер классифицировал восемь основных известных аффектов, которые способна возбуждать в человеке музыка: желание, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие и святость. Противопоставление разных аффектов в музыке итальянских авторов XVII века предполагало непрерывность изложения и, в то же время, постоянную изменчивость, импровизационность. Многосекционная структура вокальных и инструментальных сочинений в в композиторской практике с их чередующимися контрастными разделами, была обусловлена одной из главных идей теории аффектов - пробуждать разные чувства и эмоции.
Определенные аффекты, лежащие в основе того или иного музыкального сочинения способствовал развитию символики, образности и как следствие программности. Титульные листы многих духовных и светских вокальных сочинений свидетельствует о непосредственной связи с теми или иными аффектами. Среди них один из сборников кантат известной певицы и композитора Барабаны Строцци - «Sacri Musicali Affetti».
Преимущественно одночастные скрипичные сонаты итальянских авторов того времени, словно «застывшие» импровизации, переносят слушателя на многие столетия вперед, поражая многообразием образов и выразительных средств. . Знаменитый скрипач и композитор, Бьяджио Марини, работавший под руководством Клаудио Монтеверди в соборе Святого Марка в Венеции, был одним из первых композиторов XVII столетия, кто использовал термин affetti в названии своего опуса, тем самым подчеркнув значение уникального явления в инструментальной музыке Италии XVII столетия. Изданный в 1617 году сборник Affetti Musicali («Музыкальные аффекты»), состоял целиком из инструментальных сочинений, включивших ряд симфоний, сонат, канцон и танцев для одной или двух скрипок и баса. В предисловии Бьяджио Марини даёт пояснение; скрипичный цикл возник вследствие записи импровизированных мелодий в момент тесного общения с группой венецианских слушателей и призванный вдохновить их на дружеский музыкальный диалог, а значит, тем самым пробудить в них определенные аффекты.