30
АПРЕЛЯ
2024
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

И.С. Бах и его отражение в русской музыке

Алексей Шмитов (орган)

К 100-летию Т.П. Николаевой


В программе:

И. С. Бах
Фантазия соль мажор, BWV 572
Хоральная партита О Gott, du frommer Gott до минор, BWV 767
Трио на хорал O Gott, du frommer Gott
Herzlich tut mich verlangen, BWV 727
Пассакалия до минор, BWV 582

А. Шмитов
Симфоническая фантазия Herzlich tut mich verlangen

С. И. Танеев
Хоральные вариации на тему Ave Maria

С. А. Танеев
Andante и фуга ре мажор

М. Таривердиев
Две прелюдии из цикла «Десять хоральных прелюдий для органа» (подражание старым мастерам), соч. 103 №№ 2, 3

Хр. Кушнарёв
Пассакалия и фуга фа-диез минор

30 апреля в Большом зале Московской консерватории состоится концерт к 125-летию установки исторического органа французской фирмы Аристида Кавайе-Колля. Известный российский органист Алексей Шмитов предложил оригинальную программу «Бах и его отражения в русской органной музыке», в которой прозвучит как известная органная классика, так и раритеты. Из огромного количества сочинений И.С. Баха Шмитов выбрал те, что представляют разные стороны интересов лейпцигского кантора: хоральную прелюдию, партиту, фантазию соль мажор во французском стиле и, наконец, одно из самых популярных сочинений — Пассакалию до минор, где тема и 20 вариаций раскрывают коллизии жизни и смерти Христа.

Русская музыка представлена произведениями композиторов династии Танеевых: троюродные братья Сергей Александрович и Сергей Иванович Танеевы имели разные судьбы — первый был тайный советник, второй – профессор Московской консерватории. Сопоставить их сочинения – интригующий сюжет. В программе также две квази-барочные хоральные прелюдии Микаэла Таривердиева и романтическая по духу Пассакалия и фуга Христофора Кушнарева.

Алексей Шмитов не только органист-виртуоз, но и композитор. Он исполнит собственное произведение: Симфоническую фантазию на тему хорала И.С. Баха «Herzlich tut mich verlangen» («Всем сердцем блаженной кончины я желаю»). По словам автора, замысел вызревал в течение нескольких десятилетий. «Первый вариант возник в годы обучения в консерватории (примерно в 1980 году) как задание к урокам полифонии. Надо было написать просто четырехголосную фугу. Потом композиция долго лежала. Периодически я что-то подправлял, и окончательный вариант сложился только в 2006 году».

В сочинении цитируется знаменитый финальный хорал из «Страстей по Матфею» Баха.
 



Внимание! Фото и видеосъемка на концертах запрещена, подробнее здесь...

Анонсы